?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Поезд на Туму"

26.12.09, железная дорога Тумская-Голованова Дача
devyatyj (12).jpg

Еще одна поездка с катанием по узкоколейной железной дороге.

Организовали - те же люди, которым я бесконечно благодарен. Называть координаты я не стану, так как, во-первых, мне за рекламу не платят, а во-вторых, мероприятие на этот раз неофициальное. Но если кто обратится ко мне лично, информацию я, конечно, дам. Итак, бывшая Рязанско-Владимирская УЖД. Та самая, по которой я немножко прогулялся летом. Как показала экспертиза РЖД, по этой дороге еще действительно можно ездить, чем и воспользовались организаторы поездки. От самой дороги протяженностью некогда более ста километров остался участок Тумская - Гуреевский длиной всего шесть и боковая ветка Гуреевский - Голованова дача, около 25 километров. Именно эта ветка использовалась для пассажирского движения аж до 2007 года. Она соединяла поселок Тума и станцию Тумская, куда можно добраться на автобусе и "тарзане", с деревнями, лежащими на откровенном отшибе. Поезд ходил 2-3 раза в неделю от Тумы до Гуреевского, где тепловоз перецеплялся с другой стороны вагона и сворачивал в Голованову дачу. Схематически это выглядит так:
gureevo.gif


Из автобуса нас высадили в Гуреевском. Почему, я спросить забыл. Делаю себе на полях пометку - надо выяснить. На снимках - трасса Рязань-Владимир, после строительства которой "большая" ветка узкоколейки, собственно, и отмерла.

pervyj (1).jpg
pervyj (2).jpg
pervyj (4).jpg

Поселок вполне себе живой, есть, конечно, и брошенные дома, но куда без этого. Запомнился флаг на здании "одминистрации", который, похоже, побывал в уничтожителе, но чудом был спасен, и нечто, напоминающее лосиную кормушку.

pervyj (5).jpg

pervyj (6).jpg

pervyj (7).jpg


pervyj (8).jpg
pervyj (10).jpg
pervyj (11).jpg
pervyj (13).jpg
pervyj (14).jpg
pervyj (15).jpg
pervyj (16).jpg
pervyj (17).jpg

Поезд уже стоял. На фотографиях еще знаменитый "утюг", снегоочиститель с деревянными стенами, про который много где писали, и платформа, которая символизирует тупик на месте разобранного пути в рязань.

pervyj (18).jpg
pervyj (19).jpg
vtoroj (1).jpg
vtoroj (2).jpg
vtoroj (3).jpg
vtoroj (5).jpg
vtoroj (6).jpg
vtoroj (7).jpg
vtoroj (8).jpg
vtoroj (10).jpg
vtoroj (11).jpg
vtoroj (12).jpg

Вокзал давно заселили местные жители. Если не ошибаюсь, в их числе и знаменитый Никулин, который подрабатывает тем, что катает по дороге на личной дрезине. Он тоже принял участие в подготовке поездки. И на фото в манишке – именно он.

vtoroj (10).jpg

Поехали. Вагон в этот раз, к счастью, тоже оказался теплым. И вообще, в неплохом состоянии вагончик. Даже стекла двухслойные.

tretij (5).jpg
tretij (6).jpg
tretij (11).jpg
tretij (9).jpg

На ближайшем переезде нас выпустили пофотографировать, а Никулин и машинист принялись бить лед, утрамбованный автомобилями. Пока стояли, к переезду подъехал лесовоз (снято через стекло). Как бы водитель не подумал, что узкоколейку восстанавливают и автомонополии на вывоз мещерского леса наступает конец. Мечты-мечты...

tretij (7).jpg
vtoroj (18).jpg
vtoroj (19).jpg
vtoroj (20).jpg
vtoroj (17).jpg
chetvertyj (1).jpg

Въезжаем в зимний лес. Все хорошо, если бы не погода. Весь день дождь. Опять дождь. В Гусе-Хрустальном дождь был - и тут теперь тоже. Еще одна фотоостановка.

tretij (12).jpg
vos'moj (3).jpg
vos'moj (4).jpg
vos'moj (2).jpg
vos'moj (1).jpg
tretij (20).jpg
tretij (19).jpg
tretij (18).jpg
tretij (16).jpg
tretij (15).jpg
tretij (14).jpg

Остановочный пункт. Бывший, естественно. Деревня Курша. Тоже бывшая. Эта деревня вымерла...

chetvertyj (1).jpg
chetvertyj (5).jpg
chetvertyj (4).jpg
chetvertyj (3).jpg
chetvertyj (6).jpg
chetvertyj (15).jpg
chetvertyj (20).jpg
chetvertyj (19).jpg
chetvertyj (17).jpg
chetvertyj (16).jpg
pyatyj (6).jpg
pyatyj (7).jpg
pyatyj (8).jpg
pyatyj (9).jpg
pyatyj (11).jpg

Не знаю, почему, но мне в подобных брошенных деревнях видится какое-то величие. Особенно в такую тоскливую погоду. Дело в том, что они построены из дерева. Поэтому не производят впечатления брошенного творения рук человеческих, деградировавшего великолепия или разрушенной цивилизации. Наоборот, эти деревни выглядят как часть природы, выданная людям во временное пользование, возвращенная по мере ухода людей и вновь врастающая во внешнюю среду. Такой кусочек вечности, спрыгнувший с поезда времени за сигаретами и постепенно догоняющий свой вагон.

Кстати, снег на рельсах тепловозу не мешает. Переезд - другое дело, там под колесами наст утрамбовался. А тут по лесу тепловоз идет спокойно. Правда мне стало жалко молодые сосенки, которые подросли вдоль пути. Но потом выяснилось, что никакого вреда им от поезда нет.

sed'moj (8).jpg


По прибытии в Голованову дачу народ устроил небольшой флешмоб. ЧТобы не разворачиваться на треугольнике, машинист попросил оттолкать вагон за стрелку, а сам переехал по другую сторону. Кстати, сдвинуть с места узкоколейный пассажирский вагон могу даже я в одиночку. А для того, чтобы он не скатывался по склону, достаточно оказалось подложить веточку.

pyatyj (20).jpg
pyatyj (19).jpg
pyatyj (18).jpg
sed'moj (5).jpg
sed'moj (7).jpg
shestoj (1).jpg
shestoj (2).jpg
sed'moj (20).jpg

В Головановой даче вокзал, в отличие от Гуреевского, заколочен и не используется вообще никак. А табличка, сколь мне известно, хранится в узкоколейном музее Переславля-Залесского.

shestoj (4).jpg

Голованова Дача жива. Не процветает, но жива. Есть вполне приличного вида дома, кое-где из трубы идет дым, стоит машина.

sed'moj (9).jpg
sed'moj (11).jpg
sed'moj (10).jpg
sed'moj (14).jpg
sed'moj (17).jpg

Я направился прогуляться вдоль треугольника. Там в качестве тупика также использовалась платформа.

sed'moj (3).jpg
sed'moj (4).jpg
sed'moj (2).jpg

В Туму ехали в темном вагоне. Лампочки, возможно, и горят, но питания явно нет. Да оно, наверное, и к лучшему - за окном ведь не город, огней никаких. Из освещенного вагона ничего видно бы не было. В Туме - последние фотографии. Тепловоз высадил всех у вокзала и медленно потрусил в депо. Кто знает, возможно, это последний пассажирский поезд, пришедший на станцию Тумская. Усилившийся, оплакивающий дождь как бы подтвердил эту мысль. Спешите жить. Спешите читать, смотреть, слушать то, что хочется, бывать там, куда тянет, общаться с теми, кто вам симпатичен. Почему-то бывает так, что чем ценнее некая форма бытия, тем более она хрупка и недолговечна...

devyatyj (4).jpg
devyatyj (2).jpg
devyatyj (1).jpg
devyatyj (10).jpg
devyatyj (11).jpg

devyatyj (13).jpg

Не могу сказать, что не хочу повторяться. Хочу повторяться. Еще как хочу. Разве эта дорога - не готовый туристический маршрут? Кто знает, как тут клево летом - наверняка согласится. Зимой нормальной, не плюсовой, наверное, не хуже. Для туристов не нужны скорости. Им черепаший ход поезда на руку. Дома отдыха, от которых можно за час-полчаса привозить сюда отдыхающих, в Мещере есть, а уж Рязань, Владимир, Гусь-Хрустальный - известные туристические центры. И цена будет подешевле. Одно дело арендовать поезд "раз в жизни", другое - работа на постоянной основе. Так что ждем инвестора. Не девелопера, прошу учесть, который хочет, чтобы продавалось, а инвестора, который хочет, чтоб работало. С наступающим!!!

P.S. И уж я-то конечно летом в Мещеру обязательно поеду. И в Голованову Дачу загляну тоже. У меня осталось чувство, что посмотреть здесь можно во много-много раз больше, чем я уже видел.
devyatyj (14).jpg

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
5_yr
Jan. 7th, 2010 03:56 pm (UTC)
Неужели от Тумы до Гуреево всё-таки можно доехать? Никулин мне летом 2009-го говорил, что там уже кирдык даже по меркам его пионеркию.

Про туризм: это почти нереально. Слишком эксклюзивным получается маршрут, там не будет продаж, он будет очень нечастым. И очень много работы.
arnyfrazer
Jan. 13th, 2010 11:04 am (UTC)
Нереально? Возможно и так. Но на мой взгляд - от маркетинга зависит. Можно включить в программу каких-нибудь поездок по Золотому кольцу - и продаж будет много.
e_r_s_h_i_k
Jan. 11th, 2010 03:15 pm (UTC)
Как-то грустно.
А с другой стороны на смену старому всегда приходит что-то новое. Но лучше ли будет это новое - вопрос.
Спасибо за отчет.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars