arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Княжьи горы-1


Поездка на княжьегорскую УЖД


И вдруг из ниоткуда скорый мой поезд
Придет вне расписаний, мимо всех станций.

Андрей Земсков, «К тебе»



Так сказать, Preview. В нем я позволю себе размещать фотографии, сделанные до поездки.



Помимо дизельных поездов, страстная любовь к которым побудила меня поднять с дивана зад и оказаться в Коломне, я еще очень интересуюсь узкоколейными железными дорогами. Интерес этот родом из детства — у нас совсем рядом с дачей пролегает грунтовая дорога, которую местные именуют узкоколейкой. Сие — правда. На этом месте в эпоху расцвета узкоколейного ЖД-транспорта в СССР действительно пролегала глино- и торфовозная дорога, соединявшая заводы с карьерами, на которых использовался, в том числе, и труд пленных немцев. На сайтах, посвященных соответствующей тематике эта дорога описана подробно.

Но сейчас узкоколейка уже много десятилетий как «ушла из жизни», оставив после себя удивительной красоты карьеры, а также дорогу-грунтовку, на которой уже давно ничего железного нет:















Вторая близлежащая узкая колея находилась дальше, и видел я ее только раз, когда с отцом на велосипеде катался. Но поезда мы не застали. Одного меня еще не пускали. А когда я вырос, дороги не стало — она канула в чудовищный экономический коллапс 90-х годов, и бренные ее остатки были оприходованы дачниками.

Ее следы мы в свое время нашли на Кудиновском керамическом заводе - в заброшенном цехе.


Но остался детский интерес... Не говоря уж про то, чтобы прокатиться по узкоколейной дороге — хоть в работе ее посмотреть. 3 года назад я обратил внимание на то, что в поселке Привокзальный возле станции Волоколамск вроде бы, судя по последним отзывам, работает одна из последних дорог в Подмосковье — глиновозная, от кирпичного комбината. Места эти я знаю более-менее, меня крестили в Волоке-Ламском. В общем, несмотря на мороз, собрался и поехал. Нашел. И вдоль прогулялся. Видел подвижной состав, сфотографировался...








Но и эта дорога тоже к тому моменту уже встала вместе с заводом. Буквально за полгода до моего «пришествия». Снова облом!

И вот я совершенно случайно узнаю, что по тому же направлению, только уже в Тверской области, на станции Княжьи Горы есть дорога, от которой сохранился небольшой действующий кусок. И посты, которые это подтверждают, совсем свежие. И на полдороги к ней живут моя бабуля, тетушка и двоюродная сестра, которых я давно хотел посетить. И от станции Волоколамск (то бишь, от Привокзального) всего 8 остановок.

А особую пикантность ситуации придает вид транспорта, на котором надо эти 8 остановок преодолеть — ДИЗЕЛЬ! Д И З Е Л Ь !!! Ну, надо ехать (подумал я).

Местный дизель носит гордое имя «Тарзан». Этот бабушконосец ходит по маршруту Ржев-Волоколамск (и обратно) утром раз в неделю. В некоторые летние сезоны он также ходит через день после обеда. Раньше, в советское время был еше один «Тарзан», который от Волоколамска несколько раз в день ходил только до Шаховской, но потом Московская железная дорога (а «Тарзан» относится к Октябрьской) продлила туда провода и пустила несколько электричек. Таким образом, на «Тарзанах» я когда-то ездил часто по необходимости, и один раз, уже в этом году — для удовольствия.



До Шаховской, за которую я вообще ни разу не заезжал. Вот этим местом мое знакомство со старинной «Виндавской» дорогой ограничивалось, и я планировал передвинуть его километров на 20 к западу.

«Тарзан» представляет собой тепловоз (обычно «эмку», но иногда и «тапок», а раньше — и «чмуху») и три вагона. Два как в электричке, с деревянными сидениями, один — общий, в молодости бывший плацкартным. Сколько лет эта «святая троица» бегает по маршруту, и представить себе страшно. Но заполняемость у «Тарзана» небольшая, скоростные режимы щадящие, так что пробЕгает и еще столько же. Все вагоны снабжены средних лет проводницами, печальными оттого, что приходится прожигать карьеру на скучных и маловостребованных пригородных линиях.



Если Октябрьская ЖД примется реформировать свое пригородное сообщение так же активно как Московская, то очень скоро дизеля с локомотивной тягой уступят место рельсовым автобусам, подобным тому, какой я видел в Коломне - http://arnyfrazer.livejournal.com/16052.html

Прибытие «Тарзана»:


Итак, в путь...


Продолжение следует.







Tags: волоколамск, княжьи горы, узкоколейка, шаховская
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments