arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Княжьи горы – 4. Окончание. Реквием по мечте.

«Держись, машинист! Брось прощальную улыбку на шпалы.
Только дожить до рассвета, Только дотянуть до рассвета.
Держись машинист. И наша сказка возвратится к началу.
Ах, какое грустное небо... Ах, какое черное небо...
Держись, машинист!»

Олег Медведев, «Машинист»
На следующий день, по пути в Москву я, воспользовавшись интервалом электричек, сделал часовую остановку на станции Волоколамск, чтобы повидать свою старую знакомую – местную узкоколейку.

imgonline-com-ua-HDR-QicvSyVz2PAUHUa.jpg


К сожалению, свидание не состоялось. Вместо него мне пришлось побывать на могиле. Кирпичный завод уже безнадежно мертв, и дорога, служившая ему кровеносной системой, разделила печальную участь. Два с небольшим года назад завод уже не работал, дорога молчала, но рельсы были, стоял тепловоз, а территория охранялась. В этот раз я оказался на руинах. В прошлый раз я был тут зимой, и не все было видно под снегом, но я готов поклясться, что было не так безнадежно.

IMG_5070.jpg

Еще с вокзального моста мне в глаза бросилась причудливая кирпичная галерея непонятного назначения. Залезать в нее себе дороже – вдруг обвалится. Но несколько кадров я сделал.

IMG_5064.jpg

IMG_5066.jpg

IMG_5068.jpg

IMG_5071.jpg

IMG_5073.jpg

IMG_5076.jpg

IMG_5079.jpg

Потом цеха. Вместе с галереей и забором с отверстиями, похожими на бойницы, они наводят на мысли о брестской крепости так-эдак в августе-сентябре 1941 года. Впечатление настолько давящее, что даже обычные звуки живущего своей жизнью поселка: лай, голоса – заставляют навострить уши и оглядеться.

IMG_5080.jpg

IMG_5086.jpg

IMG_5087.jpg

IMG_5094.jpg

IMG_5097.jpg

IMG_5105.jpg

IMG_5102.jpg

IMG_5098.jpg

IMG_5109.jpg

IMG_5108.jpg

IMG_5110.jpg

IMG_5111.jpg

IMG_5123.jpg

IMG_5125.jpg

Увидев на территории соседнего завода знакомый флюгер-чарли, я немного обрадовался – может быть, не все так плохо?

IMG_5112.jpg

Оказалось, рано. Рельсы полностью демонтированы, оборудование вывезено. Видимо, на переплавку. Здесь больше никогда не будет узкоколейки. Территорию заселяют новые жители – птицы.

IMG_5118.jpg

IMG_5119.jpg

IMG_5117.jpg

IMG_5127.jpg

Цех-рампа, куда прибывали поезда с глиной. Тут же стоял экскаватор с цепью ковшиков. По-моему, такая хрень называется АБЗЕТЦЕР.

IMG_5131.jpg

Позволю себе повториться, представив для сравнения и старые фотографии.

2007 год:

P1010373.jpg

P1010370.jpg

P1010369.jpg

2009 год. Глина на полу рассохлась и стала похожа на песок.

IMG_5133.jpg

IMG_5137.jpg

Экскаватор ездил по этому пути.
IMG_5142.jpg

Узкоколейка приходила сюда.

IMG_5143.jpg

Здесь, судя по месту, и отверстиям в стене, стоял транспортер. Представив себе дальнейшее движение «предметов труда», я внезапно догадался, для чего использовались кирпичные галереи – скорее всего, для акклиматизации кирпича.


IMG_5139.jpg

Следы от бульдозера. Цветные кирпичи. Когда-то это было цехом.

IMG_5148.jpg

IMG_5147.jpg

С тяжелым сердцем я возвращался к станции. Узкоколейные дороги, сослужившие огромную службу нашей экономике в середине прошлого века, уходят. Первый этап их отмирания произошел еще в 50-е годы, когда страна стала отказываться от торфяных электростанций. Потом всю вторую половину века оставшиеся дороги жили. Часть из них, конечно, закрывалась, но не так массово, часть перешивалась на широкую колею. И вот, новый удар – 90-е годы. Прекратился выпуск подвижного состава, эксплуатация дорог стала экономически невыгодной. Тотальная автомобилизация страны привела к тому, что возить машинами в большинстве мест стало дешевле. А там, где дорога была дешевле изначально, она тоже вскоре потеряла это преимущество из-за нарастающей стоимости и сложности обслуживания оборудования.

Но все равно жалко. Мы жалеем наших умерших родственников, отдавая себе отчет в том, что человек a priori смертен. Одно другому не мешает. Можно ценить научный прогресс, и при этом сожалеть о том, что он бездушно подминает под себя. Я использую mp3 плейер, но годы детства, когда ходил с «кассетой» навсегда останутся в моей памяти. У меня горный велосипед, но моей первой любовью останется зеленый «Орленок».

И очень уже близок день, когда ценителю железнодорожной старины можно будет обойти всю Россию и находить только следы, ржавеющие и зарастающие следы узкоколейных железных дорог…

Постскриптум

Тем не менее, я пишу не некролог. И заканчивать словами «в общем, все умерли» мне не хочется. Еще в Шаховской меня посетило веселое воспоминание, ради которого я после Волоколамска сделал еще одну часовую остановку – на станции Чисмена. Вообще Чисмена – веселое место. Чего стоят руины кинотеатра. Но я искал не его. Сделав изрядный крюк и снова забредя в тупик и намочив ноги, я, тем не менее, нашел то, что видел лет 7 назад – стоящий в 80 километрах от Москвы на огороде ТРОЛЛЕЙБУС.
Улыбнемся ему вместе!

IMG_5167.jpg

IMG_5195.jpg

IMG_5198.jpg0

IMG_5199.jpg

IMG_5200.jpg

IMG_5204.jpg

IMG_5205.jpg

IMG_5201.jpg

IMG_5206.jpg

Предыдущая

В начало.
Tags: волоколамск, московская область, путешествия, тверская область, транспорт, троллейбус, узкоколейка, фото, чисмена
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments