arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Старая дорога. Часть вторая - Тума

В Туме я был около 11 утра.
Izobrazchenie 215.jpg
Интересно, что станция при этом называется Тумская. Интересно, но и не более — ничего необычного в этом нет. У железнодорожников так принято: Подсолнечная (Солнечногорск), Лазаревская (Лазаревское), Красногорская (Красногорск) и т.д.


Поселок небольшой, да и станция совершенно заштатная. Типичная тупиковая станция, на которую три раза в день приходит дизель из двух-четырех вагонов, да иногда прибывают небольшие грузовые поезда. Депо, ранее обслуживающее эту ветку, а также закрытую узкоколейку, сохранилось и функционирует, представляя собой филиал депо в Муроме.
Izobrazchenie 216.jpg
Сойдя с автобуса, я сразу двинулся на станцию, оставив поселок на потом. Вокзал с недавнего времени для пассажиров закрыт — теперь в нем находятся только административные службы дороги (диспетчерская и т.д.). При этом своим видом с перрона он мне неумолимо напомнил что-то северокавказское. Да — именно так. Эти редкие плитки платформы, через которые прорастает трава, круглые и хвойные деревья, желтые стены. В адлерских поездах я насмотрелся таких вокзалов в станицах Ростовской области и Краснодарского края. На сердце потеплело. Временно.
Izobrazchenie 217.jpg
Izobrazchenie 218.jpg
Izobrazchenie 220.jpg
Izobrazchenie 221.jpg
Временно потому, что узкоколейная дорога обнаружилась прямо тут же. Это и логично — на станции Тумская осуществлялась пересадка с одного поезда на другой. Но я ожидал увидеть ржавые рельсы с угластыми кривыми, расщепленные трухлявые шпалы, остановочные пункты из одного столбика с надписью на фанерке. А увидел совершенно «юзабельную» дорогу и настоящую платформу с совсем свежей табличкой. Правда, за два прошедших лета все заросло разнотравьем, но и что с того — трава — не вековые баобабы, десяток поездов проедет — и нет ее.
Izobrazchenie 223.jpg
Izobrazchenie 225.jpg
Вот правда, ну что за дурацкая традиция в России — отремонтировать и разрушить. Так случилось с Казанским собором на Красной площади, например. А из истории РЖД (или тогда еще — МПС) похожая история произошла с веткой Мытищи-Пирогово. Ведь эта дорога в Голованову Дачу — она не в пример лучше сохранилась, чем, скажем, дорога в Княжьих горах, по которой и по сей день осуществляется движение... То ли это пиар-акция — приглушить внимание общественности — сначала отвлечь его от грядущего закрытия дороги, а потом (путь-то в хорошем состоянии) — кормить надеждами на возобновление движения, пока шум не уляжется... Возможно и так.
Izobrazchenie 231.jpg
Izobrazchenie 234.jpg
Детский лепет о том, что дорога не окупается даже на 1% — показатель только одного — дремучей некомпетентности ее «хозяев». Мещера — туристический край. Домов отдыха — море. Причем, большинство — именно в рязанской ее части, то есть, совсем недалеко от Тумы. В НОРМАЛЬНОЙ стране из такой уникальной дороги превратили бы памятник истории транспорта, а заодно и туристический аттракцион — и нагрели бы на этом столько денег, что какали бы сметаною! Но не у нас... Как сказал, кажется, Жванецкий или Карцев, «что имеем — не храним, потерявши — и хер с ним».
Izobrazchenie 241.jpg
Ну а я решил прогуляться вдоль полотна. Я уже тогда знал о том, что где-то здесь живет дядька, который организовывает катание на дрезине вдоль всего пути до Головановой Дачи, и что контакты его в интернете есть, но в этот раз связываться с ним не хотел. Во-первых, потому что я был один, а для такого катания мне хочется собрать компанию, во-вторых, потому что я, как уже сказал, приехал только знакомиться с Тумой, а в-третьих — я просто еще хотел успеть на уходящий во Владимир через полтора часа дизель.
Izobrazchenie 248.jpg




Трава успела вырасти действительно огромной. Вообще, к чему бы это — что природа с такой охотой забирает назад свое? Диалектический вопрос, так как человечество, будучи, несомненно, частью природы, одновременно является и силой, противоборствующей ей. Конфликт, так сказать, отцов и детей. В любом случае, наблюдать зарастающие, но еще не распавшиеся останки исторической дороги (уже дурной тон ссылаться на Паустовского в описании РВЖД, но он на самом деле с большой теплотой писал о ней, при чем уже тогда, когда до Тумы от Владимира колея была широкой) печально. Даже не так, обидно! При виде дорог, давно упраздненных и уже представляющих собой бесформенные силуэты себя прошлых, ощущения приходят другие — как на старых кладбищах. Все проходит, не без этого. Но к чему же намеренно ускорять этот процесс!
Izobrazchenie 252.jpg
Izobrazchenie 253.jpg
Izobrazchenie 273.jpg
... дорога проходила как поселковая улица. Около одного из дворов даже лежала телега самодельной дрезины («пионерки»). После началось поле. Я постоял немного (а тишина тут, несмотря на субботний полдень стояла как в степи), поснимал вокруг себя, посмотрел на часы и поплелся обратно к вокзалу.
Izobrazchenie 257.jpg
Izobrazchenie 254.jpg
Izobrazchenie 255.jpg
Izobrazchenie 264.jpg
Izobrazchenie 268.jpg
Точнее, сначала не поплелся, а просто посмотрел вдоль дороги назад. И тут мне стало совсем не по себе... Над мертвой дорогой горели семафоры.
Izobrazchenie 256.jpg
Izobrazchenie 269.jpg
Это потом мне сведущий человек разъяснил, что эти семафоры относятся к станции и подключены в единую АСУ, поэтому отключить их сложней, чем оставить — а дальше по дороге вряд ли что работает. Но тогда (ей-богу, не сочиняю) мне показалось, что их красными глазами Мещерская магистраль смотрит на меня с укором...
Izobrazchenie 274.jpg
Izobrazchenie 261.jpg
Izobrazchenie 258.jpg
Izobrazchenie 260.jpg
На обратном пути я поснимал старое депо. Тоже разруха, но живая разруха. В одном вагоне даже какие-то мужики копошились.
Izobrazchenie 250.jpg
Izobrazchenie 275.jpg
Izobrazchenie 276.jpg
Izobrazchenie 277.jpg
Izobrazchenie 278.jpg
Izobrazchenie 283.jpg
Izobrazchenie 284.jpg
Далее на пути оказалась тепловозная заправка. Причем, одновременно заточенная под разные колеи — узкую и широкую. Я такие узлы сам никогда не видел — только на фотографиях и на макете в глухом советском детстве на ВДНХ в павильоне, посвященном железнодорожному транспорту.
Izobrazchenie 287.jpg
Izobrazchenie 288.jpg
Izobrazchenie 290.jpg
Izobrazchenie 291.jpg
Izobrazchenie 292.jpg
Izobrazchenie 293.jpg
Потом настало время искать вторую узкоколейку. Да, в Туме их было две. Причем, вторая, соединявшая местный завод с карьером, по данным интернета, в прошлом сезоне не просто существовала, а даже работала. Но и тут «дорогие товарищи, вы конечно будете смеяться, но нас постигла тяжелая утрата». Сначала показалось, что нашел. Но потом смотрю — колея уже обычной, да и рельсы какие-то совсем игрушечные. Нет, это цеховая транспортная система, ведущая к абзетцеру, не железная дорога.
Izobrazchenie 298.jpg
Izobrazchenie 299.jpg
Izobrazchenie 300.jpg
Izobrazchenie 301.jpg
Izobrazchenie 302.jpg
Izobrazchenie 303.jpg
А этой дороги тоже больше нет. Люди на заводе рассказали, что в этом году ее закрыли и разобрали, а глину возят самосвалами. Место, где она проходила, я нашел, пройдя немного вглубь от поселка по раздолбанной вусмерть грунтовке. Истинная правда — самосвалы... Дорогу подчистили как корова языком. Но тут даже жалеть нечего — этих людей я как раз понимаю. Моя дорога, что хочу — то и делаю. Чистая экономика. Никакого общественного достояния, никакой культурной ценности. Нерентабельное подразделение предприятия. Жрут тепловозы больше чем грузовики, ходят медленнее, запчасти фиг достанешь, за самой дорогой тоже надо ухаживать. А кругом кризис. Только обидно, что как всегда закрыли «перед моим носом». Ну да бог с ними. Нос мой еще найдет приключений на своего антипода (с точки зрения положения на теле).
Izobrazchenie 304.jpg
Izobrazchenie 310.jpg
Izobrazchenie 316.jpg
Izobrazchenie 312.jpg
Я посмотрел на часы — пора было идти обратно — походить по поселку, до дизеля оставалось минут 50...

к части первой

Окончание
Tags: архитектура, железные дороги, пейзажи, путешествия, рязанская область, тума, тумская, узкоколейка, фото
Subscribe

Posts from This Journal “рязанская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments