arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Category:

Волшебный день

DSCF0258.jpg

С какого момента у меня в голове развился узкоколеечный бзик, я уже писал. Кому интересно, тем сюда. Но реализовать главную в этом направлении мечту пока никак не удавалось. Я имею в виду поездку в поезде по настоящей узкоколейной железной дороге. Ездил пока только по детской. Вагоны те же, тепловоз и колея — естественно тоже, но... «не радуют».


И вот в инете наткнулся я на людей, которые эти самые поездки организуют. Договорились с ППЖТ в Гусь-Хрустальном и катают в вагончике, изначально использовавшемся как рабочий поезд.

Конечно, пока это выглядит на уровне инициативы энтузиастов, но «юрлицо» у них уже есть. Деньги, кстати, берут немаленькие. Хотя, как может быть дорого или дешево на монопольном рынке. А если добавить к этому, что сами они ни дорогой, ни подвижным составом, естественно не владеют, то выходит по-божески. Есть еще одна похожая «банда», у тех дороже.

Первую экскурсию я прогулял. Даже помню где — на авиасалоне МАКС. Вторую — тоже, но где — не помню. А на третью уже не мог не поехать, даже учитывая некоторый финансовый вакуум, в который я попал в октябре. Потому что и так осень уже заканчивалась — скоро снег ляжет — зимой узкоколейки, как правило, залегают в спячку. А еще потому что обещали расширенную программу — вместо прогулки по городу, где я совсем недавно был, показать перегрузочный узел. Не обманули — показали. В работе!

В общем, надо ехать, решил я как еврей в анекдоте. И поехал. Пятницу провел удивительно для себя трезво. Сходил на концерт обо- и уважаемого Земскова и пораньше (в полпервого-ночи) лег спать, чтобы встать в 6. Автобус отходил в 7-30. Я не опоздал. Он опоздал. Но хотя бы я не потерялся — группу людей в походной одежде и с большими фотоаппаратами увидел сразу.

Ехали долго. В Гусь вообще добираться неудобно. Прямой дороги нет ни рельсовой, ни асфальтовой. А мы еще объезжали какую-то пробку на трассе Владимир-Рязань. Часов пять с половиной вышло. Да еще и «экскурсовод» (один из оргов экскурсии) мало того, что не рассказывал, а бубнил как пономарь, читая по бумажки копипасты из «википедии» то, что перед поездкой, наверное, все прочитали. Но ничего страшного. За проделанную работу по подготовке поездки ему прощается, а спать он не мешал. Уже в городе выяснилось, что за прошедшие с моего визита три месяца старый узкоколейный вагон из детского парка убрали, а построили (в детском парке) теннисные корты. Публикую последнюю «прижизненную его фотографию».

Izobrazchenie 094.jpg

Ну и вот, приперлись. Поезд уже стоит. И выглядит крайне прилично. Потом выяснилось, что в него инвестировали средства организаторы экскурсии — покрасили. Пустячок, как грицца, а приятно!

DSCF0062.jpg
SDC10176.jpg
SDC10175.jpg
DSCF0061.jpg
DSCF0065.jpg
SDC10177.jpg
DSCF0068.jpg
DSCF0069.jpg
DSCF0070.jpg
DSCF0076.jpg

Первым пунктом стала экскурсия в депо. В одном цеху — пусто. Недавно был пожар. Помещение в порядок привели, но из станков стоят только точильный со сверлильным.

SDC10180.jpg
DSCF0092.jpg
DSCF0096.jpg

В другом — с ямами — стоит рабочий тепловоз, семерка, мотриса, переделанная под снегоочиститель, также на ходу, и трактор. Его на платформе возят, поднимать сошедшие с рельс вагоны. Такое на узких колеях — не редкость. И сама колея по определению менее устойчивая, и повороты из прямых рельсов «способствуют», да и состояние пути — давно уж не «на выданье».

DSCF0098.jpg
DSCF0102.jpg
DSCF0104.jpg
DSCF0105.jpg
DSCF0121.jpg
DSCF0124.jpg
DSCF0126.jpg
DSCF0127.jpg

Вокруг локомотивов — дизеля с потрохами, старые таблички «берегись поезда» (заменены на стандартные по требованию ГИБДД), еще один станок — кузнечный, тележки и прочая реммехцеховая мелочь. Приятная мелочь — показатель теплящейся жизни.

DSCF0127.jpg
DSCF0099.jpg
DSCF0100.jpg
DSCF0103.jpg
DSCF0118.jpg
DSCF0128.jpg
DSCF0131.jpg

«Лирическое нотабене»: кто знает, сколько ей — жизни этой — еще теплиться в этих стенах. Причины — все те же. Запчасти никто не делает, технику никто не делает. Ну и конечно, спрос не тот. Проложить грейдер и возить «камазами» — не сегодня-завтра станет выгоднее настолько, что даже упертые энтузиасты плюнут на все это. А спрос действительно не тот. Главный поставщик — Шатурская ГРЭС — переформатировался на газ. Теперь торф тут добывают, главным образом, для сельхознужд, а объемы не те. Торфа у нас в стране немало. Даже притом, что власть Подмосковья в своей области его добычу запретила ваще (чем добила последние узкоколейки).

DSCF0132.jpg
DSCF0133.jpg

Но пока работают. Кстати, закрытие дорог в некотором роде помогает «временно остающимся в живых», если удается урвать остатки на запчасти. Многие «экспонаты» открытой площадки депо производят именно впечатление «консервов»: стоят и ждут, когда от них отгрызут очередной кусок в пользу эксплуатирующихся собратьев.

DSCF0134.jpg
DSCF0136.jpg
DSCF0137.jpg
DSCF0138.jpg
DSCF0140.jpg
DSCF0143.jpg
DSCF0144.jpg
DSCF0146.jpg
DSCF0147.jpg
DSCF0148.jpg
DSCF0149.jpg
DSCF0152.jpg
DSCF0153.jpg
DSCF0157.jpg
DSCF0161.jpg
DSCF0163.jpg
DSCF0165.jpg

Но все равно, у меня в глазах зашкаливает. Столько узкоколейной техники одновременно я видел только во сне. Люди говорили, что я выглядел как баба в анекдоте («съешь лимон!»).

SDC10108.jpg
SDC10121.jpg

На обратном пути через цех в комнатушке обнаружилась мастерская по окрашиванию хрустальной посуды. Гусь — все-таки. Кое-кто затоварился. А мне подарили бракованный стаканчик (чуть криво нарисовано).


DSCF0154.jpg
SDC10109.jpg

В вагоне обнаружились печка и газовая плита. Забыл спросить, что изначально (от рабочих), а что орги установили. Думаю, что печка была, а плиту привнесли ради турья. Но это неважно, потому что...


DSCF0080.jpg
DSCF0082.jpg
DSCF0166.jpg
DSCF0167.jpg
DSCF0170.jpg
DSCF0172.jpg
DSCF0175.jpg
DSCF0218.jpg

...поехали. Кайф накатил и не отпускал уже до вечера. Я. Еду. По. Узкоколейке. Ё............................................мать!!!!! Других мыслей не было. Как же давно я этого хотел, как я устал появляться на узкоколейках уже после самого последнего в их жизни поезда. Да, это не пассажирский поезд, а рабочий, а пассажирский тут, может быть, и вообще не ходил никогда. Но это вагон, тепловоз, он едет, тут настоящий машинист, а не дети из железнодорожной школы. И вокруг — настоящие карьеры, а не парк отдыха. Чудо? Сказка? К сожалению, нет — уплочено. Но все равно в душЕ феерия.

Вторая нотабеня. Есть же люди, развивают промышленный туризм, направление для России незаслуженно хилое. Не поленились, поехали на предприятие, договорились с директором. Правда, тут на узкоколейке один поезд в день — что им еще делать, кроме как туристов возить, да денежки опять же к пенсии. Ну да ничего, хороший пример тоже бывает заразителен, если он успешен. Может, и на более успешные предприятие в будущем будет возможность попадать.



DSCF0178.jpg
DSCF0181.jpg

Скорость — как на телеге в зоопарке. И ЧЕ! Даже прикольнее. Захочу скорости — поеду в Питер на «Сапсане». Иногда наш «экспресс» останавливался — весь народ, главным образом либо такие же отмороженные на узкой колее как я, либо (большинство) отмороженней раз в сто, стадом высыпал фоткать и фоткаться. Догнать стартанувший поезд труда не составляло — сам пробовал.



DSCF0182.jpg
DSCF0196.jpg
DSCF0199.jpg
DSCF0206.jpg

Один раз тепловоз даже развернулся на треугольнике. Правда, я не понял, зачем? Чтобы обратно вести вагон мордой вперед, наверное.



DSCF0183.jpg
DSCF0235.jpg
DSCF0186.jpg
DSCF0187.jpg
DSCF0189.jpg
DSCF0191.jpg
DSCF0209.jpg

Вокруг — красота. Я по даче своей (см. сцылко в самом верху) знаю, как красивы бывают оставленные на произвол природы бывшие торфоразработки. Но что они и поздней осенью ничуть не теряют своего очарования, я до сего дня не знал.



DSCF0184.jpg
DSCF0211.jpg
DSCF0212.jpg
DSCF0213.jpg
DSCF0217.jpg
SDC10129.jpg
SDC10136.jpg
SDC10149.jpg

Едем медленно, но долго. У меня до дачи за это время электричка доезжает. Потом, правда, выяснилось, что проехали километров 7.... И вот, наконец, перегруз. Система, позволяющая автоматически, без использования экскаваторов, перекладывать торф (ну или что угодно) из узкоколейных вагонов в грузовики или состав широкой колеи. Здесь подъезжает и то и другое — имеется ветка все на ту же Тумскую дорогу, но нам демонстрировали на примере трактора с прицепом.



DSCF0222.jpg
DSCF0224.jpg
DSCF0226.jpg
DSCF0227.jpg

Система офигенная — вагон лебедкой, без участия локомотива, заезжает на поворотное устройство, то опрокидывает его кверху колесами, торф вываливается и попадает на ленточный транспортер, который поднимает его на арку, а под аркой уже стоит трактор. Красота. Правда, видео у меня-м...ка не сохранилось, но и на фотографиях понятно.



DSCF0228.jpg
DSCF0229.jpg
DSCF0233.jpg
DSCF0234.jpg
DSCF0235.jpg
DSCF0236.jpg
DSCF0240.jpg
DSCF0241.jpg
DSCF0243.jpg
DSCF0244.jpg
DSCF0246.jpg
DSCF0248.jpg
DSCF0249.jpg
DSCF0251.jpg
DSCF0252.jpg
DSCF0254.jpg
DSCF0255.jpg
DSCF0256.jpg
DSCF0257.jpg
SDC10163.jpg
SDC10164.jpg
SDC10165.jpg
SDC10168.jpg
SDC10170.jpg
SDC10171.jpg

Оно работает, оно правда работает! Не факт, что это надолго. Да и не так интенсивно, как в лучшие годы (из двух перегрузчиков используется один), но оно работает. Приятно. Я первый раз успел. Первый раз узкоколейку не закрыли перед моим носом как театр после третьего звонка. Желаю всем этим людям, чтобы их место работы не менялось подольше, а организаторам — агромная спасиба!!!



Традиционный постскриптум. На обратном пути меня, как это со мной бывает, заинтересовало странное устройство. Под крышу бьет фонтан грязной воды и опадает обратно. Выглядит как гейзерная кофеварка. Может, охлаждение технической воды, подумал я, но для охлаждения — быстроват поток, нет пара, да и что тут охлаждать — самогон? А потом я посмотрел на лежащую рядом кучу выковырянных из торфа коряг и понял. И именно мысль о гейзерной кофеварке натолкнула меня на разгадку. Это не охлаждение воды, а процеживание, фильтр. Коряги где-то омываются струей воды, чтобы не выбрасывать вместе с ними полезный торф. А потом вода процеживается, и торф, осевший на сетке, также идет в дело. Торф ведь не боится воды. Я понимаю, что никого не удивлю. Но когда непосвященный человек попадает на производство, ему многие будничные для аборигенов технические решения кажутся элегантными и остроумными.


SDC10186.jpg
SDC10187.jpg
SDC10189.jpg
SDC10190.jpg
SDC10192.jpg

Ум человеческий вообще часто бывает достоин восхищения. Когда направлен на дело. На то дело, которым занимаются в окрестностях Гусь-Хрустального торфодобытчики и узкоколейные железнодорожники. И на то дело, которое делают организаторы этих экскурсий. Кремли с монастырями, моря и горнолыжные курорты — это хорошо. Но и промышленный туризм — пусть будет. Амен!!!


Летняя поездка в Гусь-Хрустальный, Туму и Нечаевскую


Фотоальбом

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments