arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,

Рыбинск - 1

Продолжаю окучивать волжскую тематику

6 (11).jpg

Меня спросили, почему именно Рыбинск. А я ответил: "А почему бы не Рыбинск?" Хотя вопрос совершенно не праздный. На верхней Волге вообще и в Ярославской области в частности вполне достаточно и более древних и более интересных городов, таких, например, как Плес и Тутаев. Но Рыбинск мне приглянулся своей компактностью. Как мне показалось, основную часть его достопримечательностей можно осмотреть в течение одного не самого длинного дня. На практике оказалось, что это, в принципе, так и есть, хотя впечатление от города оказалось даже лучше чем ожидание.

Итак, часть первая. Вокзал, "Нога".

1 (3).jpg

"Не очень длинный день" связан, разумеется, с транспортной особенностью того угла. Из Москвы поезд в Рыбинск достаточно удобный. В 9 вечера он отходит с Белорусского вокзала и почти в 7 утра на месте. А вот обратно... Обратно поезда нет. То есть, я приехал в Рыбинск утром в субботу. А в Москву поезд будет только в воскресенье. Два дня мне тут делать нечего. Ехать домой я решил через Ярославль. До Ярославля на дизеле в 16-30, от Ярославля - на сидячем поезде, который в 11 часов вечера в Москве. Потому что ночным от Ярославля ужасно неудобно - слишком близко. Во-первых, не поспать, а во-вторых, либо в Ярославле сиди полночи, либо в Москву приезжаешь до открытия метро. Хуже чем из Смоленска ехать - там все-таки подольше, и живу я у вокзала. Так что времени на осмотр города у меня было с 7 до 16. Оказалось - достаточно. Более того, фотографий вышло много. Даже альбом, который я отобрал для этого рассказа, содержит 500 фоток, при том, что Нижний Новгород, где я был несколько дней - всего 700.

В общем, поехали.

1 (2).jpg

Вернее, приехали. Проснулся я часов в пять утра от грохота тепловозного дизеля. Поезд Москва-Рыбинск вообще составной. На всем пути, не считая прочих остановок, он делает три долгих стоянки. Савелово - не в счет, там просто меняют электровоз на тепловоз. В Калязине отцепляют вагоны на Углич. В Сонкове - на Весьегонск. Плюс часть вагонов идет до самого Сонкова. Так что до Рыбинска добирается дай бог полсостава. Причем от Сонкова идем хвостом вперед. И я подумал, что мой вагон, который на Белорусском вокзале стоял в хвосте, теперь оказался по ходу движения первым, отчего и стало так громко. Но выйдя, я увидел, что это не так. Вагон мой - третий. Просто суровые рыбинские железнодорожники прицепили к поезду грузовой украинский тепловоз, модель, которую за громкий рев называют "боингом". Типа "сладких снов, граждане пассажиры". На вокзале выяснилось, что вот-вот в Ярославль отправится пригородный дизель-поезд, который тащит половинка такого же тепловоза. Видимо, в первом вагоне этого "тарзана" еще громче, так как его от мотора не отделяет даже кабина тепловоза. Мне стало это интересно - днем я тоже собирался ехать на таком дизеле - и я из принципа решил, что сяду в первый вагон.

1 (9).jpg

Вот тут у меня даже получилось снять каноническую железнодорожную фотографию))) (заметьте - на мыльницу!)

1 (42).jpg

Тем не менее, надо было осматриваться. Сам старинный вокзал на ремонте. Работает только пригородный. Тут я подворую и поставлю дневные фотки, впредь постараюсь этого не делать.

10 (63).jpg

10 (66).jpg

В сторону от Ярославля вдоль железной дороги стоят старые дома в "железнодорожном стиле" - так я бы хотел назвать деревянный и кирпичный модерн, которым обставлена вся инфраструктура старых железных дорог. Например, вот этот домик с залитым водой садом - линейный отдел полиции.

1 (8).jpg

1 (12).jpg

1 (11).jpg

А вот на этот дом прошу обратить особое внимание - башенка "грибком" - особенность рыбинского модерна. Нам такие еще попадутся уже в этой части.

1 (6).jpg

1 (7).jpg

За домами - гаражи, в том числе, один - как раз сделанный из секции украинского тепловоза. Я такое вижу впервые. Из вагонов - видел, из тепловоза - только на фотографиях.

1 (13).jpg

Современный жилой массив в глубине называется Скоморохова Гора. Его основной достопримечательностью является стоящий практически во дворах на постаменте самолет ТУ-104.

1 (20).jpg

1 (17).jpg

1 (18).jpg

1 (16).jpg

Возвращаюсь обратно в сторону вокзала. Мимо старинной железнодорожной больницы.

1 (21).jpg

1 (25).jpg

1 (22).jpg

Символично, что реклама парашютного клуба располагается как раз НАПРОТИВ БОЛЬНИЦЫ.

1 (24).jpg

Перехожу через пути, чтобы осмотреть старое Георгиевское кладбище с двумя церквями - Вознесения господня (белая) и Георгия победоносца (красная).

1 (26).jpg

1 (28).jpg

1 (32).jpg

1 (30).jpg

1 (35).jpg

1 (36).jpg

1 (33).jpg

Вновь возвращаюсь к вокзальной площади. Прохожу мимо очень необычного объекта - поворотного круга явно постпаровозной постройки. Это понятно, раз тут ходят тепловозы-половинки, то должны же они где-то разворачиваться.

1 (39).jpg

Это монументальное здание - первый корпус авиационно-технического университета. Бывшее Комаровское училище.

1 (44).jpg

1 (47).jpg

А вот теперь можно поговорить и о реальных достопримечательностях. Я двигаюсь вглубь исторического Рыбинска по улице Пушкина, и первыми на ней меня встречают два очень необычных дома. Один - это деревянный Дом художника, одно из красивейших зданий города. И снова башенки грибком.

1 (50).jpg

1 (53).jpg

1 (52).jpg

1 (56).jpg

1 (58).jpg

1 (60).jpg

1 (57).jpg

1 (59).jpg

А второй - бывший костел. Сегодня - ДК того самого университета. Я обещал не подворовывать, поэтому тут покажу утренние фото, а потом к ним обоим вернусь.

1 (61).jpg

1 (64).jpg

1 (63).jpg

1 (65).jpg

Чуть дальше - дом, назначение которого можно определить без таблички. Подобно тому, как во всех наших городах похожи гостиные дворы, так же и телефонные узлы друг друга чем-то напоминают.

1 (69).jpg

А это еще один бывший культовый объект, ныне не использующийся по назначению - рыбинская синагога, а теперь спортшкола. В отличие от костела, сильно переделана.

1 (75).jpg

1 (71).jpg

1 (73).jpg

1 (72).jpg

На этом месте я сел на троллейбус. Дело в том, что коль скоро я ограничен во времени, то шляться по Рыбинску решил по намеченному маршруту. Не так давно в Твери эта тактика себя оправдала. Исторический центр Рыбинска, ограниченный ставшей высокой после создания Рыбинского моря Волгой и впадающей в ней рекой Черемухой, напоминает человеческую ногу. И начать я захотел со "ступни" - острого мыса. Там нет музеев, магазинов, кафе - все можно осмотреть только снаружи, поэтому это место и надо было пройти в 8 утра, пока времени не жалко. А на ту сторону Волги я вообще не ходил. Мост в Рыбинске кстати красивый, но запущенный.

2 (25).jpg

2 (14).jpg

2 (20).jpg

3 (61).jpg

3 (62).jpg

Вообще Волжская набережная Рыбинска, который до революции был огромным перевалочным пунктом транспортировки хлеба, играла в нем роль делового центра. Здания вдоль берега - либо связаны с инфраструктурой зерновой торговли, либо с финансами. Вот эти дома - бывшие банки. А один из них - и до сих пор такой.

2 (30).jpg

3 (3).jpg

3 (4).jpg

3 (1).jpg

3 (5).jpg

3 (55).jpg

А дальше - старая мельница. Прекрасный объект промышленной архитектуры.

3 (7).jpg

3 (9).jpg

3 (12).jpg

3 (63).jpg

3 (65).jpg

И снова грибок.

3 (15).jpg

3 (16).jpg

С "подъема стопы" сворачиваю на "подошву". Казанская Церковь.

3 (17).jpg

3 (18).jpg

3 (19).jpg

3 (21).jpg

3 (22).jpg

А вот дальше - парадная сторона Рыбинска сменилась буднями. Тут полно брошенных и разрушенных домов. В самом центре города эта территория на мысу - медвежий угол.

3 (35).jpg

Откуда этот сломанный крест, я долго не мог вспомнить. И не вспомнил бы, но разглядел его на предыдущей фотографии, снятой с шириком.

3 (67).jpg

3 (38).jpg

3 (34).jpg

3 (68).jpg

3 (30).jpg

Ну да ладно. Не все так плохо. И тут живут, и даже автобус какой-то ходит иногда.

3 (26).jpg

3 (45).jpg

3 (73).jpg

3 (71).jpg

А вот здесь даже памятник строить собрались. Людвигу Нобелю.

3 (48).jpg

На заднем плане - архитектурная доминанта города - Спасо-Преображенский собор Рыбинска. О нем в следующей части.