?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Или рассказ о моих декабрьских путешествиях.

IMG_0158.jpg


Предисловие

IMG_2292.jpg

В начале декабря я попал сразу под два глупых кидалова. Во-первых, на работе меня насильно отправили в отпуск. Причем отгулял я этим летом всего пять дней — сплавлялся по реке Лух во Владимирской области. Разберусь с этими поездками — обязательно выложу фотки оттуда. Поэтому догуливать пришлось очень многое.

Раньше у нас такое не практиковалось, но в данном случае я виноват сам. Потому что нашу контору ожидала кардинальная реорганизация, которая в итоге и произошла, и начальство поспешило закрыть долги, а я эти факты (реорганизацию и хвост моего отпуска) вовремя не сопоставил. И со свистом вылетел в незапланированный отпуск.

Второе кидалово связано уже с самим отпуском. Когда я определился с датами, то решил, то две недели из трех посвящу текущим делам, а заодно прокачусь по паре дизельных маршрутов, которые наметил себе уже давно. Пригородное сообщение в "остальной России" очевидно деградирует, и кто знает, соберись я годом позже, застал быть хоть что-то или нет. Во всяком случае, в соседних областях уже много где из нескольких рейсов в день осталось по одному, какие-то уже вовсе упразднены.

Первый из двух маршрутов — Великие Луки — Бологое. Эта ветка тоже дышит на ладан: на ней разобрано большинство разъездов, а по примыкающей ветке Торжок - Пено пригородное движение и вовсе отменено.
Я потратил на поездку больше суток. Добрался ночным поездом в ВЛ, оттуда одиннадцать часов катился на «рашке» и, наконец, от Бологого доехал до Москвы перекладными — сидячим экспрессом до Твери и обычной электричкой оттуда, потому что экспресс был раскуплен весь, а электричка в Москву (а была пятница), скорее всего, намечалась пустой. И можно было развалиться и попить пива. Так практически и оказалось, за той поправкой, что многие электрички на Октябрьском ходу — с пластмассовыми сидениями, и такая мне и попалась. Ну да ничего — жопа мягкая. С той поездки я выложил несколько фоток, сделанных на остановках, в соцсети.

Второй маршрут — Муром — Ковров. До Мурома — тремя электричками с пересадками в Черустях и Вековке. Меня удивило то, какое количество народа, главным образом, мужиков, едет так же, как и я. Вторник, утро, а электрички из Москвы — полные. Я предположил (и почти в своей правоте не сомневаюсь), что большинство этих людей — вахтенщики, работающие в Москве без выходных неделю или больше, и на такой же срок отправляющиеся домой: строители, водители, охранники и т.д. С такой работой каждый раз покупать билеты на ПДС — денег не напасешься, к тому же в работе всякое бывает, вдруг задержишься. А тут они ездят, как большинство пригородных пассажиров, бегая от контролеров или оплачивая им проезд по минимуму. Кстати, даже из Мурома дальше народа поехало очень много. Из Коврова я доехал до Москвы с комфортом — на Ласточке.

Так вот, собственно о кидалове. На последнюю неделю отпуска я заказал себе конный тур. Единственный эконом-вариант с гарантией того, что он в любом случае состоится. Но за два дня до отъезда мне позвонили из турфирмы и сообщили, что лошадей под мой вес у них нет. Очень оригинально, что это выяснилось прямо накануне. Деньги конечно вернули, «но неприятный осадок остался». Особенно от того, что пришлось сдавать ЖД-билеты, а я не очень люблю это делать.

Пропали два билета. Из трех. Во-первых, билет от Москвы до Галича, а во-вторых, от Галича до Ярославля. Поезд из Галича в Москву приходит задолго до открытия метро, поэтому обратно я решил ехать перекладными. Это натолкнуло меня на мысль поехать на пару дней в Ярославль, чтобы хотя бы один билет не пропал.

Но в Ярославле я уже бывал. Запись в ЖЖ, посвященная этому, в связи с закрытием Рамблер-фото, так же как и многие из моих старых записей, пропала. Теперь я ее по случаю обязательно воссоздам.

Поэтому я решил зацепить что-то соседнее. Среди «соседнего» я уже немало видел: известные всем Углич и Мышкин, великолепный и многими недооцененный Рыбинск, а также Мокеихо-Зыбинское торфопредприятие. Поэтому вариантов у меня было, в принципе, два — Карабиха или Тутаев. Я решил, что город — это все-таки более интересно, чем музей-усадьба. Тем более, что к Некрасову я дышу ровно еще со школы, после того, как прочитал в его стихотворении «Памяти Добролюбова» фразу «как женщину он родину любил». С моим воображением такое себе представлять нельзя.

Тем более, что Тутаев — город весьма себе интересный своим расположением и делением. Сам по себе факт того, что этот город расположен по обоим берегам Волги, еще «не сенсация» — в верхнем течении Великой Реки таких городов несколько. Однако это, большей частью, либо большие города, например, областные столицы: Кострома, Ярославль, Тверь или просто крупные, экономически развитые Рыбинск, Дубна или Кимры, или, наконец, города, расположенные «на самом верху», там, где Волга еще узкая, несудоходная, такие как Ржев (впрочем, это крупный город), Зубцов и Старица. На Волге ниже Рыбинска Тутаев — маленький городок по обе стороны Реки — случай уникальный. Еще несколько сотен километров по течению — и Волга станет такой широкой, что даже для огромного города, такого как Казань или Нижний, занять оба берега будет уже нереально.

История Тутаева такова, что исторически это и были два отдельных города — Романов и Борисоглебск, по левому и правому берегам Волги соответственно. Потом объединились в Романов-Борисоглебск, в советское время переименованный в Тутаев, в память о погибшем в Гражданскую войну красноармейце. Сегодня это по-прежнему единый город, разделенный на Романовскую и Борисоглебскую стороны.



IMG_2321.jpg

Причем ехать в Тутаев имеет смысл или в навигацию, или зимой. Потому что моста в этом городе по-прежнему нет. В этом его вторая уникальная особенность.

Бред, если честно, полный. Летом берега соединяет паром. Зимой люди ходят по льду. А во время ледостава и ледохода добираться приходится только через Ярославль, а это — по 40 кило в один конец. Иными словами, на несколько недель или даже месяцев в году город из единого населенного пункта превращается в два отдельных пригорода Ярика. Как жители ездят на работу из одной части в другую, мне понятно не до конца.

Но, так или иначе, мне — повезло: лед встал буквально перед самым моим приездом: ранним утром на реке прохожие радостно поздравляли встречных с этим событием. А днем МЧС-ники занимались промерами толщины и сообщали всем, что лед вполне толстый. Жаль, что зима в этом году, как и уже довольно много лет, нестабильная: я понятия не имею, что творится «между Тутаевым» сейчас.

IMG_0106.jpg

Интересно: если я правильно понял, то теплоходная пристань имеется только с Борисоглебской стороны. И это при том, что Тутаев относится к Золотому кольцу, это город туристический. По-моему, отмечу, забегая несколько вперед, Романовская сторона с точки зрения туризма немного интереснее. Хотя это вопрос явно дискуссионный.

IMG_0124.jpg

Но обо всем по порядку. Железной дороги в Тутаеве нет. Вернее, она есть — ответвление от ветки Сонково-Ярославль (по которой, в частности, ходит поезд Москва-Рыбинск и пригородные поезда, соединяющие Рыбинск-Ярославль), но уже несколько лет, как поезд-челнок, соединявший Тутаев и узловую станцию Чебаково, не ходит. См. выше.

Впрочем, в данном случае, я не готов критиковать железнодорожников за это: Тутаеву, как мне показалось, хватает автобусов как до Ярославля, так и до Чебакова. К тому же, с Ярославлем своими автобусами, разумеется, связаны обе стороны города. А железной дорогой только одна - Борисоглебская.

Туда я и решил ехать автобусом — самым первым от Ярославля: он отходит в 5-40. А до Ярославля — ночным поездом с прибытием в четвертом часу. Меня удивило то, что средних размеров поезд до Ярославля (и дальше) тащили два двойных электровоза. Но чтобы объяснить сей факт, надо, наверное, обратиться к железнодорожникам.

IMG_0101.jpg

Полноценный сон в дороге мне не светил - ехать до Ярославля всего ничего. Но я ехал на два дня с ночевкой в Ярославле и планировал там наверстать. Тем более, что на холоде спать хочется меньше, а первый из двух дней ожидался морозным.

UYEWlnFluQk.jpg
В Ярославле на вокзале я позавтракал пиццей и пирожком, выпил несколько чашек кофе и покемарил в зале ожидания, почитав бесплатный «Гудок». Забавно: газета эта выпускается в Москве и рассчитывается на цветную печать. А ярославское издание — черно-белое. На первой полосе газеты была схема, как сейчас помню, описывавшая путь сверхтяжелого поезда, понять которую в монохромной версии было сложно, так как разные виды тяги этого состава на разных этапах пути обозначались разными цветами, которые на «чернухе» сливались.

В автобусе я, разумеется, задремал, за что в Тутаеве и поплатился. После дремы в транспорте всегда мерзнешь, а в Тутаеве, куда я попал за несколько часов до рассвета, день намечался холодный, а ночь — и тем более. Рассовав руки по карманам и засунув голову с шеей, как черепаха, в воротник, я поплелся от автостанции, которая находится в новой части города, в полутора километрах от берега, вниз, в историческую часть Борисоглебской стороны, а навстречу мне от реки дул ледяной ветер. Хорошо, что снимать по дороге было нечего, к тому же на дворе фактически была ночь: не было еще и семи утра, и восток неба даже не думал светлеть. К берегу я спускался по улице Романовской. Видимо, она названа так потому, что выводит к пристани парома, ведущего на Романовскую сторону. Здесь и далее будут некоторые дневные фото - они были сняты на обратном пути или с противоположного берега. Фотоаппарат с фокусным расстоянием в 1200 миллиметров позволяет многое!

IMG_0155.jpg

Спускался тяжело: улица довольно крутая — обычно в волжских городах такие улицы называют взвозами. К тому же ночью наверху прорвало трубу, и вода заливала проезжую часть, обещая через несколько часов превратить романовскую улицу в трассу для скелетона.

Вот эта улочка на фото справа.

IMG_2183.jpg

Но зато внизу я с радостью удостоверился в том, что Волга смерзлась — люди уже ходили. Вообще я люблю гулять по льду, чему с удовольствием и предался. Тем более, что потихоньку забрезжило утро.

IMG_0104.jpg

Интересно, что на той стороне улица, ведущая к переправе, называется не Борисоглебской, а Первой Овражной — она спускается к Волге по дну одного из нескольких оврагов, разрезающих высокий Романовский берег.

IMG_0127.jpg

В свою очередь,
берег Борисоглебский — тоже не заливные луга, но он более ровный с точки зрения рельефа.

IMG_0123.jpg

Романовская сторона, как я уже отметил, «пахнет стариной» — слева над оврагом дома дореволюционной постройки, а справа древние городские валы и каменный мост. Но я на него не свернул. Убивая время до наступления рассвета, я поднялся до самого верха и зашел на вал уже оттуда, попутно фотографируя всякую мелочь.

IMG_2142.jpg
IMG_2117.jpg

IMG_2123.jpg

IMG_2125.jpg

IMG_2150.jpg

IMG_2152.jpg

Например, вот такой забор.

IMG_2129.jpg

IMG_2133.jpg

IMG_2137.jpg

IMG_2139.jpg

IMG_2141.jpg

И новый день не заставил себя ждать, встретив меня как раз у городского вала. Я сделал фото Борисоглебской стороны с освещенным собором Воскресения — и буквально через несколько секунд после этого он погас. В этом углу города — «справа» от Большой овражной есть две церкви: Крестовоздвиженский собор как раз внутри валов и Вознесенская (Леонтьевская) церковь чуть дальше, а также памятник в Парке Победы и старинное здание школы. Отсняв все это хозяйство я направился как раз к каменному мосту, который также называется Леонтьевским, чтобы пересечь Большую Овражную...

IMG_2153.jpg

IMG_2181.jpg

IMG_2198.jpg

IMG_2158.jpg

IMG_2173.jpg

IMG_2176.jpg

IMG_2180.jpg

IMG_2188.jpg

IMG_2190.jpg

IMG_2213.jpg

IMG_2216.jpg

IMG_2217.jpg

IMG_2223.jpg

IMG_2231.jpg

IMG_2243.jpg

IMG_2246.jpg

IMG_2249.jpg

IMG_2253.jpg

...и облажался. Потому что за Крестовоздвиженским собором, чуть ниже и ближе к берегу, находится музей — «Усадьба дворян Зацепиных». В такую рань он вряд ли работал бы, но в него можно было бы зайти позже. А я этого не сделал. Потому что, готовясь к поездке, ошибочно запомнил местоположение этого музея, искал его в другом углу и так и ушел с Романовской стороны, не посетив его. Обидно, но не смертельно, даже наоборот: когда посмотришь в городе вообще все разом, то послевкусие потом какое-то пресное. Более того, из какого-то свежего источника я вычитал, что музей на ремонте. Вот так это место выглядит со льда и противоположного берега

IMG_0146.jpg

IMG_0148.jpg

Слева от оврага, помимо церквей, имеется и некоторая гражданская застройка, в том числе, ансамбль площади Ленина с пожарной каланчой.

IMG_2255.jpg

IMG_2258.jpg

IMG_2263.jpg

IMG_2266.jpg

IMG_2271.jpg

IMG_2273.jpg

IMG_2274.jpg


Большая улица, идущая вдоль Волги через Леонтьевский мост, носит имя флотоводца Ушакова. По этой улице немало деревянных домов, украшенных богатой резьбой. Пересекая еще один овраг, упирается улица Ушакова в Покровскую церковь XVIII века постройки, установленную на месте одноименного монастыря.

IMG_2276.jpg

IMG_2279.jpg

IMG_2294.jpg

IMG_2295.jpg

IMG_2296.jpg

IMG_2282.jpg

IMG_2285.jpg

IMG_2300.jpg

Тут я свернул ближе к Волге и осмотрел (через еще один, третий уже овраг) еще одну церковь — Троицкую — и отправился назад. Там мне попалась еще Спасоархангельская и Казанская (Преображенская) церкви — о последней, которая выстроена необычно — отдельно от колокольни — я потом упомяну особо.

IMG_2303.jpg

IMG_2306.jpg

IMG_2308.jpg

IMG_2309.jpg

IMG_2310.jpg

IMG_2313.jpg

IMG_2314.jpg

IMG_2324.jpg

IMG_0129.jpg

IMG_2328.jpg

Затем я сделал крюк к городскому саду, сфотографировал памятник Ушакову и пошел спускаться к ледяной дороге через Волгу, на Борисоглебскую сторону. Помимо Первой Овражной улицы, по которой могут проехать автомобили, к паромной пристани ведет еще и пешеходная лестница.

IMG_2316.jpg

IMG_2317.jpg

IMG_2318.jpg

IMG_2320.jpg

IMG_2334.jpg

IMG_2335.jpg

IMG_2337.jpg

А вот у самого берега мне стало несколько не по себе. Лед очевидно "дышал": скрипел и ходил ходуном, издавая утробные рычащие звуки. Вдоль береговой линии тянулись мокрые полыньи и промоины. Но деваться мне было некуда, и я, убедившись в том, что люди по-прежнему спокойно ходят туда-сюда, преодолел себя и направился обратно в "Борисоглебск". Тем более, что по пути выяснилось: опасности явления, происходящие на льду, не несут. Почему - об этом в следующей части!


IMG_0156.jpg

IMG_0130.jpg

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sidorovskyi
Mar. 20th, 2016 05:56 am (UTC)
На турбине у вас есть ещё фотка с водоколонкой с надписью. А где находится этот "арт-объект"?
arnyfrazer
Mar. 20th, 2016 06:08 am (UTC)
дык в продолжении, на другом берегу
sidorovskyi
Mar. 21st, 2016 02:45 am (UTC)
я о точных координатах)
arnyfrazer
Mar. 21st, 2016 05:10 am (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars