?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Название моей серии постов – «Вдоль Волги и Осетра» – может вызвать вопрос: что еще за Осетр? Отвечаю – тоже речка. Притом даже непосредственно не впадающая в Волгу. Разумеется, к северу, востоку западу от Москвы все реки относятся к волжскому бассейну, но сам по себе Осетр впадает в Оку. А оказался на его берегах я потому, что решил для разнообразия съездить в другую сторону от Москвы и 30 декабря, почти в канун Нового года посетил небольшой город Венев в Тульской области. Венев стоит на притоке Осетра - речке Веневке, но я до нее самой не дошел, а вот Осетр пешком пересек!

IMG_20141230_231705.jpg

Что я там делал? В прошлом посте о Кимрах я рассказал, что у меня есть свойство хотеть посетить либо конечную станцию на дороге, по которой часто приходится ездить, либо, напротив, промежуточную, мимо которой доводилось проезжать. А по ветке, ведущей от Ожерелья в Новомосковск, я как-то раз прокатился. И отметил для себя, что там есть такой Венев – город с явно старинным названием. Впоследствии, благодаря интернету, я удостоверился в том, что на разок туда вполне можно съездить, а заодно и лишний раз прокатиться на дизеле. Что я и сделал в предпоследний день 2014 года. Правда, для этого пришлось встать очень рано, но в целом я не разочаровался.

В сравнении с городами, описанными в предыдущих частях, Венев расположен "половинчато" - ближе чем Тутаев, но дальше чем Кимры. Железная дорога в городе есть, но прямых электричек нет. От Москвы можно добраться как прямым автобусом, так и перекладными пригородными поездами - с Павелецкого вокзала до Ожерелья на электричке и дальше дизелем, который ходит несколько раз в день. Я решил воспользоваться железной дорогой по пути туда, а обратно смотреть по ситуации.

Вообще, если можно так выразиться, Венев расположен "умеренно далеко". По крайней мере, расположенный от него немного к востоку Серебрянопрудский район Московской области вдается в границу между Тульской и Рязанской областями так глубоко, что его южная кромка от находится Москвы намного дальше, чем Венев, а райцентр - город Серебряные Пруды - отстоит от нее примерно на одно и то же расстояние. Это прекрасно видно на карте.

карта.jpg

День 30 декабря выдался очень холодным и ветреным. Пересаживаясь в Ожерелье в ожидании дизеля, я туда-обратно прогулялся по пешеходному мосту, пересекающему тамошнюю огромную станцию. И лицо у меня задубело минут за пять. Во, думаю, попал…

Однако, выйдя из дизеля раньше на одну станцию, заметил, что мороз немного поутих. Вернее, ветер. Когда ветра нет, то любой холод воспринимается терпимо. Вот так мой дизель показал мне хвост. Вообще, ветка эта очень странная. Двухпутная, но неэлектрифицированная. То есть, непонятно, большое там движение или нет. По ощущениям, небольшое – встречных поездов по пути мне попалось мало. Вообще, лично мне известна только одна железная дорога в две колеи, но на тепловозной тяге. И той уже осталось недолго ждать, когда «проведут электричество». Разумеется, я говорю об МК МЖД.

IMG_350160-tiltshift.jpg

IMG_349960.jpg

IMG_0296.jpg

IMG_0297.jpg

А сократить маршрут своей поездки на дизеле меня побудило (с детства ненавижу это слово, кстати) желание посмотреть разрушенную усадьбу Хрусловку, которая расположена в одноименной деревне , где имеется железнодорожный остановочный пункт 168 км. Все-таки, бред - платформа находится в населенном пункте, а название у нее - какой-то очередной безликий километр.

По пути к усадьбе я, кстати, единственный раз пересек реку Осетр, потому что по Веневу я гулял только с одной стороны от нее. У самого берега обнаружилась симпатичная развалина.

IMG_0299.jpg

IMG_0301.jpg

IMG_0298.jpg

IMG_0300.jpg

Сама усадьба, находящаяся в глубине бывшего, совсем одичавшего парка, находится не в лучшем состоянии. Чем напоминает лично мне замок Храповицкого. Непонятно, кто там бывает, но, несмотря на снегопад, вокруг было много следов, как человеческих, так и собачьих, очень крупных. Поэтому я обошел Хрусловку кругом и направился к выходу из парка. Впрочем, в мои планы и так не входило там особо задерживаться. На шоссейке мне удалось быстро поймать машину – грузовую газель, водитель которой что-то вез в веневский хоздвор. Я согласился – тащиться пешком по продуваемому полю не хотелось. Выходя из машины у ворот хоздвора, я сунул водителю сто рублей. Он сначала отказывался, потому что ехал все равно по своему делу, но потом позвал меня обратно в кабину, развернулся и довез до центра города.

IMG_0302.jpg

IMG_0303.jpg

IMG_0306.jpg

IMG_0309.jpg

IMG_0311.jpg

IMG_0312.jpg

IMG_0320.jpg

IMG_0322.jpg

IMG_0315.jpg

Фактическим центром города (где я и вышел) в Веневе является автовокзальная площадь . Здесь самые «дорогие» магазины (штуки две), салоны связи, нечто с претензией на кафе и достопримечательность – зенитная пушка. В Войну город, кстати, был захвачен немцами, но ненадолго – перед самым контрнаступлением под Москвой.

IMG_0326.jpg

IMG_0375.jpg

Напрягло бы меня как-то есть в кафе, владелец которого – МЫШЕЛОВ.

IMG_0377.jpg

IMG_0327.jpg

IMG_0374.jpg

IMG_0373.jpg

IMG_0435.jpg

IMG_0437.jpg

Здесь же я сфотографировал первую на пути церковь - Иоанна Предтечи - при городском кладбище. Рядом с церковью находятся городской стадион, в конторе которого зачем-то есть точка вайфая, и парк культуры со статуями и скворечниками. Честно говоря, я не до конца понимаю защитников природы, которые заботятся о птицах, но прибивают при этом скворечники к деревьям гвоздями.

IMG_350360.jpg

IMG_350460.jpg

IMG_0372.jpg

IMG_0328.jpg

IMG_0371.jpg

IMG_0330-tiltshift.jpg

IMG_0329.jpg

А вот такая разновидность ритейла меня порадовала!

IMG_0335.jpg

IMG_0336.jpg

Путь мой лежал пока что не в исторический центр города, а к железнодорожному вокзалу, который в Веневе является достопримечательностью. Не сам вокзал – здание вокзала крупное, но типовое – на павелецком направлении в таком стиле выстроено несколько вокзальных зданий.

IMG_0364.jpg

IMG_0365.jpg

Зато на площади перед вокзалом, вокруг бывшей паровозной водокачки с демонтированным баком, был обустроен небольшой мемориальный парк в память о подвиге железнодорожников в годы Великой Отечественной.

IMG_351360.jpg

Лирическое отступление.

В самом деле, заслуги железнодорожников в Войну переоценить сложно. И они выполнили свой долг! Экономическая ситуация в стране сама диктовала необходимость возложить основную тяжесть фронтовых и тыловых перевозок на железные дороги. Есть такое явление – эффект освоения. К началу Второй мировой войны железные дороги на паровозной тяге в мире существовали почти полтора века, и уже почти столетие они функционировали в нашей стране. Ненамного моложе было и наше собственное паровозное производство. В этом СССР перед войной добился больших успехов: паровозы становились все совершеннее, а производство их – все дешевле, так как опыт накопился огромный, и большинство технологических проблем давно были решены.

Более того, эпоха паровозов подходила-было уже к концу – если бы не война, окончательный отказ от паровозов в нашей стране мог бы произойти как раз в сороковые годы: наработки были. Однако гигантская война требует на время отказаться от перспективных разработок и довести до совершенства уже имеющиеся, чтобы обеспечить качество продукции вкупе с низкой себестоимостью и большим объемом выпуска в тяжелых условиях (так случилось, например, с поршневыми истребителями, эпоха которых де-факто закончилась сразу с окончанием военных действий). Выпускать в таком режиме можно было только паровозы. Так война стала их opus magnum и лебединой песней одновременно.

Тогда как массовый выпуск автомобилей, в том числе, грузовых, в геополитическом масштабе в СССР начался совсем недавно. Поставить такое количество автотехники, чтобы полностью закрыть потребности тыла, было невозможно даже с учетом ленд-лизов. Кроме того, автомобилю требуется драгоценное для фронта горючее, а паровоз может ходить и на дровах. Не случайно, даже Газы-АА дооснащали газогенераторными установками, чтобы и автомобили ходили на дровах. С этой же точки зрения паровозы в войну имели преимущество перед тепловозами, а также и электровозами, для обеспечения запуска которых необходимы масштабные капитальные вложения в виде контактной сети.

Вот и приходилось железнодорожникам, нарушая все правила безопасности водить один за другим тяжелые поезда чуть ли не в прямой видимости друг от друга. Делать это надо было в любую погоду, под снарядами и бомбами. Поезд не может завернуть в лес и переждать бомбежку. Не может он и объехать воронку или пересечь реку вброд мимо разрушенного моста: любое повреждение пути надо чинить мгновенно. Поэтому низкий поклон этим людям: на своем фронте они одержали блестящую победу.

Так вот, в парке представлены: паровоз Л, бронированный локомобиль БА-11, вагон-теплушка и макет паровоза Черепановых. Кроме того, в парке установлены несколько приветливых скульптур. У молодой березы табличка, свидетельствующая о том, что сажал ее лично начальник МЖД Владимир Молдавер.



IMG_0345_fhdr.jpg

IMG_0369.jpg

IMG_352060_fhdr.jpg

IMG_352360.jpg

IMG_0342.jpg

IMG_0343.jpg


IMG_20150107_204547.jpg

IMG_0357.jpg

IMG_0339.jpg

IMG_0340.jpg

IMG_0348.jpg

IMG_0347.jpg

IMG_0349.jpg

IMG_0350.jpg

IMG_0351.jpg

IMG_350860.jpg

IMG_351060.jpg

IMG_351160.jpg

IMG_351660.jpg

IMG_351760.jpg

IMG_352160.jpg

IMG_352260.jpg

IMG_0346.jpg

А вот теперь о плохом. На вокзале в том же году также установлен памятник Лихачеву – тому, имени которого назван завод ЗиЛ. Более того, Лихачев изображен с автомашиной в руках. Так вот, я считаю верхом даже не цинизма, а, не знаю даже, сатанизма – ставить памятник этому человеку в то самое время, когда в Москве решался вопрос о том, чем бы застроить место, освободившееся после уничтожения названного в его честь завода – одного из ВЕЛИЧАЙШИХ предприятий СССР!!! Мол, заводик-то мы твой похерили, а тебе – памятник в качестве компенсации. Все-таки я глубоко убежден, что среди всех представителей «гражданских» профессий первыми в ад пойдут девелоперы. И туда им и дорога!

IMG_0367.jpg

IMG_0368.jpg

На самом вокзале тишина: стоят составы с углем. Проехал пассажирский поезд, но не остановился. Хотя некоторые ПДСы остановку в Веневе делают. Я надеялся зайти погреться, но обломался – вокзал работает нерегулярно, открывается только в те часы, когда через город проходят поезда, дальние или пригородные. Было 12 часов, а вокзал должен был открыться только в 2. Кстати, идя обратно, я обнаружил, что с определенного ракурса бывшая водокачка может сойти за часть вокзального здания)))).

IMG_0362.jpg

IMG_0370.jpg

Так что я поперся в исторический центр. Там по пути мне попалось несколько старинных домиков, в том числе, один из самых опрятных – местная гостиница.

IMG_0379.jpg

IMG_0381.jpg

IMG_0383.jpg

IMG_0386.jpg

IMG_0389.jpg

Городок совсем провинциальный – частного сектора в центре намного больше, чем городской застройки. Но зимой это выглядит очень уютно!

IMG_0391.jpg

IMG_0392.jpg

Первая церковь по пути – Покровская – находится в руинах. На заднем плане – колокольня Никольской церкви. Ее, между прочим, видно в городе отовсюду. Более того, я уверен: нелепая металлоконструкция, заменяющая шпиль, поставлена, чтобы сохранить профиль, как это было сделано во время ремонта знаменитой Преображенки в Кижах. Потому что именно Покровская колокольня называется визитной карточкой Венева.

IMG_352660.jpg

IMG_352760.jpg

IMG_0388.jpg

IMG_0387.jpg

IMG_0338.jpg

Еще один храм – Воскресенский собор, который, это совершенно явно, в советское время тоже был либо в руинах, либо использовался по иному назначению. Возможно, когда-то у собора была и колокольня, но до нашего времени она не дошла. Поэтому импровизированные колокола из газовых баллонов висят прямо во дворе. Я снял собор с нескольких сторон…

IMG_0394.jpg

IMG_0395.jpg

IMG_0397.jpg

IMG_0396.jpg

IMG_0393_hdr.jpg

И только потом поднял в небо голову, увидев краем глаза нечто необычное. До полудня было пасмурно, но потом распогодилось и в небе образовалось гало или, как его еще называют, ложное солнце. Я такого никогда не видел. А кроме того, вокруг солнца была еще и радуга. Как потом написали знающие люди, это тоже было гало. В течение дня я еще не раз успел его снять, пока не начало темнеть.

IMG_0400.jpg

IMG_0402.jpg

IMG_0410.jpg

IMG_353560.jpg

Кстати, почти всегда в кадр попадали следы от самолетов. В самом деле, над Веневом пролегает воздушная трасса, и самолетов в небе мотыляется сколько угодно.

IMG_0408_HDR.jpg

IMG_0416.jpg

IMG_0433.jpg

Исторический центр расположен высоко. Вот, какая длинная лестница спускается к берегу Веневки.

IMG_0403.jpg

Ну а самый-самый центр города – ансамбль Красной площади – образуют вышеупомянутая колокольня, Богоявленская церковь и краеведческий музей, располагающийся в каменных палатах XVII века.

IMG_352960.jpg

IMG_353260.jpg

IMG_353960.jpg

IMG_20141230_232450.jpg

IMG_354160.jpg

IMG_354060.jpg

IMG_20141230_232819.jpg

IMG_0411.jpg

IMG_354760.jpg

IMG_0404.jpg

IMG_0413.jpg

Правда, потом выяснилось, что это не одна церковь, а две – приземистое здание слева – то, что осталось еще от одного храма, Казанской церкви. Что осталось, то и восстановили. Что ж, ну пусть так.

IMG_0405.jpg

В музее я побывал. Руководствуясь прошлыми неудачами в Тутаеве и Кимрах, я специально зашел на их сайт, чтобы удостовериться: музей по вторникам и конкретно 30 декабря работает. Правда, все равно вышло не совсем по-моему. В одном из залов музейные работники устроили пьянку по поводу наступающего Нового года и, соответственно, этот зал не работал. Зато в остальные меня пустили бесплатно и даже подарили книжку, журнал и диск. Фото, впрочем, было платное, но я не стал оплачивать его: при попадании в помещение с такого мороза аппарат неминуемо бы запотел.

У музея достаточно информативный сайт. Правда, он пока еще в стадии наполнения. Но для такого маленького города такой сайт – это уже достижение.

Еще одна площадь - Ильича - сохранила историческую планировку восьмигранником (такое я встречал в Зарайске и Твери). Но только планировку, а не застройку. Эта площадь – административный центр Венева. Пробираясь к ней дворами я набрел на местный МФЦ. Вот ё-моё, в Веневе есть МФЦ, а у меня в Краснопресненском районе – нету.

IMG_0419.jpg

Попутно лишний раз убедился, до чего у нас любят потемкинские деревни. Вот так здание почты выглядит со двора.

IMG_0420.jpg

И вот так с фасада.

IMG_0421.jpg

В центре площади – разумеется, Ильич. И кот. Цвета одинакового.

IMG_0423.jpg

IMG_0424.jpg

IMG_20141230_232638.jpg

IMG_0429.jpg

От памятников ведет крошечная, дома в три длиной, пешеходная улица к автовокзалу. Там я купил пару магнитов, билет и уехал в Москву автобусом.

IMG_0430.jpg

IMG_0431.jpg

IMG_0432.jpg

А гало ласково светило мне вслед. Я раньше никогда не видел солнечного гало (хотя, скорее всего, просто внимания не обращал), и уже только лишь для того, чтобы восполнить этот пробел, – вполне стоило встать в шесть часов утра и проехать в общей сложности триста километров, чтобы попасть в этот милый маленький городок!


IMG_0438.jpg

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
den_maxell
Jan. 8th, 2015 10:24 am (UTC)
Спасибо за подробный отчёт о путешествии! Очень интересно увидеть себя со стороны ))
skorohodik69
Jan. 8th, 2015 06:59 pm (UTC)
Ложка дегтя...
Очень интересный отчет,я человек новый в #Венев е
Нашла время посмотрела некоторые места:
https://vk.com/wall44829884?q=венев&w=wall44829884_13358%2Fall
Конечно,для туристов важнее достопримечательности...
А я пишу и про недостатки тоже #волонтеРРО,только власти и всем по-барабану!
Все в 3Д очках будто!
https://www.facebook.com/iskorohod1/posts/749511041764113
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars