arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Как я ездил на Чемпионат мира по хоккею в Минск - часть первая, ДЖД, нацбиблиотека.

Что делать в январе - конечно, вспоминать лето. Или почти лето...

IMG_6774.jpg

Написав небольшой, практически из одних фоток, пост про посещение хоккейного матча в Ярославле, я вспомнил еще про один, гораздо более далекий город, который посещал в свое время не единожды, и два раза, в том числе, ходил там на хоккей. Этот город - Минск. Пожалуй, далеко не самый интересный город с точки зрения достопримечательностей даже на уровне Беларуси, где есть чудесные города Витебск, Полоцк и Гродно. Связано это с тем, что Минск очень пострадал в Войну, что роднит его, например, со Ржевом. Но уж разок стоит побывать и в Минске. Особенно любителям сталинской архитектуры - для них столица Беларуси - это вообще мекка. Почти весь центр города, отстроенный заново после Победы, напоминает Кутузовский проспект или, если хотите, Крещатик.

IMG_6671.jpg

Первый раз я попал в Минск в феврале 2010 года (и, помимо прочего, сходил там на хоккей), второй раз - в ноябре 2012. Оба раза - на один день. Но уж, коль скоро я все равно рассказываю о делах сугубо прошлых, то хронология для меня не столь важна. Поэтому я расскажу о том, как я ездил в Минск в третий раз (как с Тверью). Тоже на один день. И со вполне конкретной целью - посмотреть пару матчей Чемпионата мира по хоккею, куда я загадал съездить еще за несколько лет до этого, когда узнал, что Минску было доверено право проведения Чемпионата 2014 года. Когда в 2007 году чемпионат мира проходил в Москве и Мытищах, я с огромным удовольствием посмотрел там четыре игры.

P1010115.jpg

P1010154.jpg

Собственно, я и в 2010 году ездил на хоккей на разведку. Я уже тогда догадывался, что в Сочи попасть будет гораздо сложнее. А посмотреть хороший хоккей хотелось. В конце концов, другие чемпионаты мира проводятся намного дальше. А у нас будет только в 2016 году. Чего бы не поехать. В Казань-то я ездил на универсиаду. Причем, с огромным удовольствием. Тем более, что Минск - ближе Казани по прямой километров на 40. Правда. в этот раз я и туда и туда решил ехать поездом. Напомню, что в Казань я летал самолетом (так как вечером накануне ходил на концерт Blur, чего пропустить не мог в приниципе), благодаря чему, в Казани у меня весь день болели уши и хотелось спать. Из плюсов поездки на Универсиаду я почерпнул для себя необходимость брать минимум техники, так как всю ее на кордонах могут заставить включить. Поэтому в Минск я захватил только один фотоаппарат. Даже голосование организовал на своих страницах - мыльницу брать или зеркалку. Зеркалка победила, хотя день оказался солнечный - справился бы любой аппарат.

сование.jpg

И как только открылась продажа на Чемпионат мира, я сразу озаботился тем, чтобы купить через турфирму билет. Для посещения я выбрал воскресенье 18 мая. К сожалению, организованно в России продавались только билеты в старый дворец "Минск-Арена", где играла наша сборная, тогда как всякий чемпионат мира проводится в двух дворцах. Более того, нередко еще и в двух городах. Так, уже упомянутая мной ярославская "Арена-2000" строилась к позорному для нашей сборной чемпионату 2000 года, но он в ней в итоге не проходил, ограничившись двумя площадками в Питере. А чемпионат 2007 года проходил в Москве и Мытищах. Но белорусы решили не растекаться и все организовали в одном городе, в двух новых аренах. Так вот, изначально я хотел бы посмотреть первый матч на новой арене "Чижовка" (Канада - Швеция), а второй - с участием нашей сборной - на "Минск-Арене". Дворцы располагаются практически диаметрально в разных концах города, метро нет ни там ни там, но, так как первая игра начиналась в 17-45, а вторая - через четыре часа, успеть было реально. Но не вышло. Впрочем, первая игра на Минск-Арене - США-Финляндия - также стоила того, чтобы ее посмотреть. К тому же - нет худа без добра - необходимость добираться из конца в конец Минска у меня отпала.

IMG_6905.jpg

Билеты покупать пришлось оперативно - они исчезали на глазах. Слоган чемпионата - "Мир в ваших руках", что и написано на билете.

IMG_20150112_204404.jpg

IMG_20150112_204347.jpg

Когда я решил эту задачу, у меня возникла другая - определить, чем заняться в первую половину дня. Потому что поезда в Минск приходят утром. К счастью, Минск большой город и там есть, чем заняться. Да я особенно и не выбирал. Минская детская железная дорога имени Заслонова, в отличие от нашей, Московской, которая работает только во время летних каникул, функционирует также в мае - по выходным дням. Туда-то я и решил направиться. Собственно говоря, именно не очень удобный график ММЖД и мешает мне до сих пор на нее попасть. А минская ДЖД, мало того, что работает активнее, так еще и располагается в черте города, совсем недалеко от станций метро Московская и Парк челюскинцев. Я выбрал туда добираться через вторую станцию, а обратно в центр ехать от первой.


схема.JPG

Впрочем, первое время после прибытия я немного покружил по привокзальным площадям (в следующей части я размещу и немножко старых, зимних фоток оттуда) в поисках, разумеется, обменника. Минск по воскресному утру выглядит пустынно. Впрочем, тут вообще не так людно, как в Москве. И не так пробочно, к тому же. То, что в Минске считается пробками в 7-8 баллов, у нас называется "свободными дорогами". Но зато символом чемпионата - зубром по кличке Волат - в Минске украшено буквально все. Правда, кое-где это выглядит нелепо. Например, на витрине мясного магазина. Да и больше ничего в городе не говорит о том, что тут проводится Чемпионат.

IMG_6667.jpg

IMG_6669.jpg

IMG_6672.jpg

IMG_6674.jpg

IMG_6677.jpg

Вокзал ДЖД имени Заслонова (главная станция тоже называется Заслоново) действительно расположен в шаговой доступности от станции метро. И отлично от нее виден. Вокзал выходит на Проспект независимости, проходящий от самого центра города до кольцевой дороги на северо-восток. И параллельно ему следует синяя Московская линия метро. Вдоль проспекта с нечетной стороны идет широченный тротуар с отчеркнутой велодорожкой, которой минчане активно пользуются.

IMG_6679.jpg

IMG_6680.jpg

IMG_6683.jpg

IMG_6686.jpg

IMG_6688.jpg

IMG_6691.jpg

IMG_6694.jpg

IMG_6697.jpg

IMG_6815.jpg

IMG_6816.jpg

На ДЖД - аншлаг. Народ валит валом. Тут я, пожалуй, в первый раз почувствовал: в городе праздник!

IMG_6806.jpg

Этим Минск отличался от универсиадской Казани. В татарской столице универсиадой дышало все: город был буквально уклеен не только символикой, но и расписаниями, информационными плакатами, указателями. Везде ходили волонтеры, ездили автомобили и автобусы с символикой.

IMG_8920.jpg

IMG_8937.jpg

IMG_8927.jpg

IMG_8942.jpg

IMG_8995.jpg

IMG_9033.jpg

Минск не живет Чемпионатом мира. Он просто его принимает. Великолепно принимает. И не более. Впрочем, это не в обиду городу сказано. Чемпионат мира - мероприятие, по масштабам существенно меньшее. Программа Универсиады включает массу видов спорта на любой вкус и пропорцинальную культурную составляющую. Кроме того, Универсиада - это молодежное мероприятие, рассчитанное на самую активную, тусовочную аудиторию. Во всяком случае, и Москва 2007 года была "подвержена" Чемпионату мира куда меньше, чем Москва 1998 года - Всемирным юношеским играм, которые я прекрасно помню, так как сам волонтерил там экскурсоводом по Кремлю.

Но вернемся к ДЖД. Дорога закольцованная, по ней ходят два шестивагонных состава, которые отправляются не по мере заполнения, а в конкретное время. Половина (ну или по крайней мере, по два в каждом поезде) вагонов элитные, в том смысле, что для их пассажиров в дороге проводится анимационная программа - туда берут билеты пассажиры с маленькими детьми. Так вот, туда, в эти вагоны билеты уже продаются не на ближайшие, а на следующие рейсы. Правда, в обычные вагоны (что мне и надо) места свободные есть на любой рейс. Технически тепловоз может везти и более шести вагонов, но на узкоколейках используется мягкая сцепка вагонов - и чем дальше от локомотива, тем менее комфортно ехать - продольная болтанка усиливается пропорционально.

IMG_6700.jpg

IMG_6730.jpg

IMG_6803.jpg

IMG_6805.jpg

IMG_6808.jpg

Полноценной ДЕТСКОЙ железной дорогой может называться только такая дорога, где на разных должностях работают дети, закрепляя на практике результаты обучения, которое они проходят в те дни, когда дорога не функционирует. В противном случае это уже не ДЖД, а парковый аттракцион. Дети занимают места в кабине машиниста, в диспетчерской, проводниками, дежурными по станции, кассирами и т.д. работают тоже дети. И выглядят они при этом очень сурьезно и гордо, хоть и искренне улыбаются посетителям и с удовольствием позируют для фото.

IMG_6704.jpg

IMG_6709.jpg

IMG_6721.jpg

IMG_6723.jpg

IMG_6724.jpg

IMG_6726.jpg

IMG_6787.jpg

В помещении вокзала станции Заслоново - бюст самому Заслонову и почему-то скульптура юного футболиста. А с расписанием полезно будет ознакомиться руководству Московской ДЖД, на которой в день бывает всего по четыре пары поездов. По сравнению с ней "Заслоновка" функционирует как метрополитен.

IMG_6705.jpg

IMG_6715.jpg

IMG_6719.jpg

Поезд едет медленно. Иначе он слишком быстро проходил бы всю дорогу - от конечной до конечной тут всего порядка 2,5 километров. Посередине пути есть станция Пионерская. Там встречаются поезда.

IMG_6732.jpg

IMG_6798.jpg

IMG_6800.jpg

IMG_6801.jpg

Конечная станция называется Сосновый бор. И правда, она распложена в очень живописной, лесопарковой, так сказать, нерегулярной части парка Челюскинцев. Очень удобной особенностью билетной политики на Заслоновке является возможность выйти на Сосновом бору, подышать свежим воздухом и доехать обратно уже на следующем поезде по тому же билету. Для пассажиров вагонов "первого класса" анимационная программа продолжается на платформе.

IMG_6778.jpg

IMG_6784.jpg

IMG_6734.jpg

IMG_6739.jpg

IMG_6740.jpg

IMG_6741.jpg

IMG_6742.jpg

IMG_6744.jpg

IMG_6746.jpg

IMG_6749.jpg

IMG_6750.jpg

IMG_6751.jpg

IMG_6762.jpg

IMG_6772.jpg

Я отметил особенность сцепки на узкоколейке. Однако, ДЖД - это не полноценные узкоколейки. То есть, колея тут классическая советская узкая - 750 мм. Но тут используются тяжелые рельсы на бетонных или пропитанных деревянных шпалах и настоящем балласте из щебня, и автоматические стрелки. Тогда как на промышленных узкоколейках, особенно ведомственных, а сейчас в России, по-моему остались только такие, рельсы облегченные, шпалы только деревянные, часто непропитанные - просто бревна, а нижнего строения пути может вообще не быть.

Кроме того, на ДЖД, как правило, плавные кривые из гнутых рельсов, тогда как на настоящих узкоколейках почти не бывает кривых - повороты строятся из коротких прямых рельсов. Вот для сравнения несколько фотографий 2008 года из Княжьих Гор...

IMG_5022.jpg

IMG_4978.jpg

IMG_4980.jpg

... и 2009 года из Гуся-Хрустального, где узколейки больше нет.

DSCF0082.jpg

DSCF0076.jpg

Собственно, этим сто с лишним лет назад узкоколейные дороги и завоевали свое место под солнцем. Там, где требовалось оперативно освоить месторождение полезного ископаемого, не требующего обработки на месте, или соединить с "большой" железной дорогой лесные делянки или небольшие поселки, узкоколейки, которые можно класть прямо по земле, а потом так же разбирать и перекладывать в другое место, оказались мощным и достаточно оперативным видом транспорта - грузовиков-то не было, а ширококолейные дороги в разы затратнее. К тому же, в сравнении с грунтовыми дорогами узкоколейки почти не боятся распутицы - ведь поезда не месят грязь.

И именно поэтому, в связи с развитием производства автомобилей и дорог с твердым покрытием узкоколейки начали отмирать: при таких низких требованиях к качеству прокладки они не обеспечивали ни скорости (35-40 километров в час - это предел, причем сегодня достижимый лишь теоретически), ни комфорта, ни безопасности (вагоны часто опрокидываются) - если говорить о пассажирских перевозках. Удивительно ли, что из существовавших в СССР после войны тысяч узкоколеек до наших дней дожили буквально (а не фигурально) единицы.

IMG_6743.jpg

IMG_6757.jpg

Кстати, плавные кривые существенно скрадывают дискомфорт от болтанки. Хотя все эти отличия детских железных дорог от обычных узкоколеек связаны, разумеется, не с желанием обеспечить комфорт, а с необходимостью приблизить инфраструктуру дороги к инфраструктуре больших железных дорог, где есть и насыпи, и кривые, и автоматические стрелки, и сигнализация (сигнализацией железнодорожники называют управление движением при помощи светофоров). Все-таки, ДЖД - это учебный объект.

IMG_6760.jpg

IMG_6766.jpg

IMG_6768.jpg

В целом впечатления от дороги - самые приятные. Очень все ми-ми-мило.

IMG_6771.jpg

IMG_6781.jpg

На платформе Сосновый бор я разговорился с белорусом, которого попросил сфоткать меня на платформе. Он надоумил меня изменить дальнейшие планы. Я уже сказал, что на обратном пути хотел зайти на станцию метро Парк челюскинцев и поехать в центр - посетить музей боевой славы, а сначала - колесо обозрения в Центральном парке имени Горького. А абориген посоветовал мне поехать в Национальную библиотеку и побывать там на смотровой площадке. С одной стороны, он был прав - та площадка выше, чем колесо. С другой - библиотека расположена на окраине Минска, виды оттуда соответствующие. Но, тем не менее, я согласился. До библиотеки я добрался автобусом, попутно выяснив, что в Минске ввели систему оплаты, как в Праге - с цифровыми компостерами. Еще в 12 году, как мне помнится, были кондукторы. Правда для начала я немного прогулялся вдоль проспекта, попутно сфотографировать страшную (и смешную одновременно) вывеску стоматологии.

IMG_6814.jpg

IMG_6818.jpg

IMG_6820.jpg

Здание библиотеки впечатляет. Стоит хорошо - в сквере, обрамлено прудами. И само по себе красивое. На смотровую площадку ведут скоростные лифты, внизу, в кассе, необходимо купить билет. Немалая часть посетителей - иностранцы, видимо, болельщики.

IMG_6822.jpg

IMG_6832.jpg

IMG_6833.jpg

IMG_6843.jpg

IMG_6844.jpg

IMG_6847.jpg

IMG_6849.jpg

IMG_6850.jpg

IMG_6875.jpg

IMG_6852.jpg

IMG_6853.jpg

IMG_6855.jpg

IMG_6857.jpg

IMG_6861.jpg

IMG_6863.jpg

IMG_6865.jpg

IMG_6866.jpg

IMG_6869.jpg

IMG_6873.jpg

IMG_6872.jpg

IMG_6874.jpg

Какие зеленые вокруг места. В принципе, это иллюзия - даже дачные участки издалека и особенно сверху часто кажутся лесом, так как кроны деревьев закрывают пустоты. Но вокруг Москвы, учитывая уровень строительства в ближайшем Подмосковье, уже не везде такие панорамы.

IMG_6868.jpg

Спускаясь вниз, я занял место в панорамном лифте прямо у стеклянной стены и снял видео.




Около главного входа - памятник Франциску Скорине, белорусскому Ивану Федорову. В Полоцке, где он работал, его именем даже названа улица. Правда, улица называется Г.Скорины, но это тот же человек - по одной из версий, его настоящее имя было - Георгий.

IMG_6878.jpg

IMG_6879.jpg

IMG_6882.jpg

За той стороной проспекта в небе летал кукурузник, сбрасывая парашютистов.В Москве такого не увидишь. Правда, поскольку телеобъектив и мыльницу с большим зумом я с собой не брал, снять его было нереально. Хотя если увеличить вторую фотку, то и самолет, и парашютистов можно разглядеть.

IMG_6884.jpg

IMG_6887.jpg

Подсказка

В следующей части я расскажу уже о самом хоккее!
Tags: архитектура, детская железная дорога, джд, минск, национальная библиотека беларуси, путешествия, узкоколейка, фото, хоккей, чемпионат мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments