?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_20150505_231028.jpg

Ну вот, практически по горячим следам, я начну рассказ о своем путешествии в Тюменскую область. Вообще скажу, что изначально план мой был более амбициозен - уехать дней на 10-12 и посмотреть Тюменскую область вместе с Пермской. Перевалиться, так сказать, через Урал. Но потом я решил, что от такого галопа голова закружится. К тому же первоначальный план я придумывал еще пару лет назад, когда работал по свободному графику, а теперь выкроить время мне стало существенно труднее. Но от Пермской области я не открещиваюсь - в очереди на будущее она у меня стоИт!

А ограничиться я в итоге решил Тюменской областью и наметил четыре "населенных пункта" - саму Тюмень как первый русский город в Сибири, Тобольск как город с единственным за Уралом каменным кремлем, а еще Ялуторовск - город декабристов - и поселок Абалак с туркомплексом и монастырем. Сразу скажу - Ялуторовск я в итоге из поездки исключил. Всегда строю план с запасом, так как по опыту знаю, что если наметить посмотреть десять мест, можно посмотреть восемь, а если не наметить ничего, то штуки три-пять. А рвать задницу, чтобы пройти все до галочки и рухнуть от бессилия - из этого возраста я уже вырос. Так и по поводу Ялуторвоска - тратить пять часов на дорогу ради пары небольших музеев, какими бы интересными они ни были, мне в этот раз не захотелось.

А вот почему я поехал именно туда - в Тюменскую область, я однозначно даже сам не знаю. Наверное, стало интересно просто еще раз побывать за Уралом - почувствовать эти непривычные для нас расстояния, сравнить какова она - Россия - там и здесь. В азиатской части нашей страны я до этого был один раз - ровно пять лет назад с фирмой "Поезд напрокат", которая фрахтовала поезд для экскурсии по Алапаевской узкоколейке. Вот, пожалуй, вывешу несколько фотографий оттуда.

DSCF5779.jpg

DSCF6271.jpg

prud-stop (19).jpg

prud-stop (14).jpg

les-most (9).jpg

DSCF6393.jpg

DSCF6357.jpg

Между прочим, между этими двумя поездками было много общего. Во-первых, время года - и там и там начало мая. Во-вторых, пейзажи. Места под Алапаевском болотистые, и тут железная дорога между Тюменью и Тобольском тоже идет по похожим ландшафтам. Ну и в-третьих - разливы "рек ее, подобные морям" (с) Лермонтов. Это только у нас в "Европе" второй подряд бесснежная маловодная зима приводит к тому, что Волга В АПРЕЛЕ МЕЛЕЕТ. А там, за Уралами, все нормально. Ну, на фотках видно. Вот еще слайдшоу. Хорошая была поездка.




Башкирия не в счет - она хоть и на Урале, но в Европе. Хотя там мне очень понравилось. Правда, в записи я никак не восстановлю фотки. Пожалуй, забью Тобольск и займусь)

IMG_3947.jpg

В общем, подумалось мне, что надо расширять географию. Пусть для меня как для Ермака Тюменская область станет тем плацдармом, с которого я начну свое освоение Сибири)))

Кстати, тут имеет смысл пофилософствовать на предмет того, что такое Тюменская область - Урал или Сибирь. Потому что однозначно не ответишь. С одной стороны, она относится к УрФО, то есть, "административно" является Уралом. Пояс времени тут екатеринбургский - тоже как Урал. Искер, историческая столица Кучума, с которым боролся Ермак, захватывая Урал, находится прям под Тобольском. И железная дорога тут - еще Свердловская, а не ЗапСиб.

Но при этом только самое "историческое ядро" области скошено к западу, а огромные пространства на востоке, включающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (с ними Тюменская область является единственным регионом России, пересекающим поперек ВСЮ СТРАНУ от границы до океана) безусловно лежат на Западно-Сибирской равнине. А, поскольку именно они хранят главные богатства этого региона - то по ЭКОНОМИЧЕСКОМУ районированию Тюменская область относится уже не к Уральскому, а к Западно-Сибирскому экономическому району. В самом деле, нефтяная экономика Тюмени совсем не похожа на экономику Урала с его горнодобычей и тяжмашем.

Вот такой вот "корпускулярно-волновой дуализЬм". Но, как я уже сказал - эта область мне "на пробу", потом буду двигаться дальше, туда, где "сибирскость" уже не будет вызывать сомнений. А пока - Тюмень.

IMG_2445.jpg

Тем более, что расстояния здесь уже "сибирские" - я имею в виду, расстояния между городами и "плотность населения". Вот вид с высокого берега реки Зуша в Орловской области - из предыдущего поста.

p1.jpg

И вот виды с высокого берега Иртыша в Тобольске и Абалаке. Берега Зуши - не Париж и не Лондон, но там в кадре нет-нет да и мелькнет деревушка или дачки. А тут...

IMG_9204.jpg

IMG_8879.jpg

Про расстояния я вспомнил отнюдь не случайно. Да и вообще не случайно завел этот разговор о Сибири-Урале. Потому что если абстрагироваться от таких вещей как экономическая география России и плотность ее заселения, и посмотреть на карту России просто как на некое единое пространство, то очень хорошо будет видно, что Тюмень на ней даже не в середине. Она даже, возможно, находится ближе к Москве чем к некоторым точкам соседнего Красноярского края. Это кстати, стоит проверить. И пространства, которые именуются Сибирью и только-только начинаются за Тюменью, на самом деле не просто огромны. Они для меня - москвича - непостижимы. Как непостижимы для европейца расстояния между Москвой и той же Казанью. Но для меня, надеюсь, непостижимы только пока. Повторюсь, с Тюмени начну)

рашка-говняшка.png

С транспортом я решил так - туда самолетом, из Тюмени в Тобольск поездом и поездом же из Тобольска в Москву. Самолет я выбрал для экономии времени и из-за акции на билет, который обошелся мне в 3000, меньше, чем плацкарт из Тобольска. Несмотря на то, что при полетах из Москвы на восток у меня всегда болят голова и уши. Так было и в Ебурге в мае 2010 года, и летом 2013 года в Казани. Почти так же было и в этот раз - когда наш аэробус пошел на снижение, голова опять заболела страшно. Но почему-то как только сели, все прошло. Полет помню плохо - летели мы ночью, и светать начало, уже когда перевалили через Уральские горы. Ну а поезд обратно я выбрал из интереса - для разнообразия. Хотя ехать, на самом деле, долго. На такие расстояния уже надо летать.

IMG_2343.jpg

IMG_2405.jpg

Судя по дымам, кругом периодически возникают лесные пожары. И так было все дни, что я был в Тюменской области.

IMG_2391.jpg

IMG_2647.jpg

Зато уже после посадки Тюмень подготовила мне сюрприз - было семь часов утра и плюс четыре на градуснике. А теплые вещи - в багаже. А порт Рощино в Тюмени старый, без "рукавов". Правда, для пассажиров прислали автобус. Идти по перрону от самолета до входа в здание надо было метров тридцать, но нет же - порядок такой. Кстати, я вообще страшно лоханулся - оставил в багаже кошелек со всеми деньгами. Но ничего, пронесло. Чтобы добраться до гостиницы, я еще из Москвы заказал в интернете таксиста и он приехал минута в минуту.

А дальше я решил сделать финт ушами... И расскажу сначала не про Тюмень про Тобольск. Потому что он больше этого заслуживает. Тюмень это город более деловой, чем туристический. Исторической застройки в Тюмени сохранилось не очень много, и она, как в Москве, разбросана по городу и перемежается современными постройками.

Поэтому начну с Тобольска, а там если силы будут, или если народ попросит, добавлю и Тюмень. Тем более, что с ней связан интересный момент - очень заметно, что Собянин приехал к нам оттуда - многие приемы "благоустройства", например, плитку или "общественные пространства" он привез с собой.

Тобольск - напротив, город туристический. Тут не только кремль, но и прекрасные музеи. Но я и в Тобольске начну с конца. Конец - это Подгорный Тобольск, на осмотр которого я отвел себе три часа третьего, заключительно дня пребывания в этом городе.

IMG_2646.jpg

Почему я так сделаю? Во-первых, вряд ли кому-то важно, в каком порядке я Тобольск осматривал. С другой стороны, пусть "интересность" идет по возрастающей. Самое интересное - это как раз Кремль и музеи, ими и закончу.

IMG_20150506_230811.jpg

Несколько слов о том, что такое Подгорный Тобольск. Город, стоящий на одном, правом берегу Иртыша, чуть ниже по течению устья реки Тобол, разделен на две части - северную верхнюю, которая стоит на огромном плато, простирающемся далеко на восток и заросшем тайгой, и нижнюю, расположенную у его подножия, там, где плато это не примыкает к берегу Иртыша напрямую. Противоположный берег представляет собой болотистую низменность, тянущуяся до самого Урала - из-за такого рельефа Иртыш здесь активно меандрирует, образуя гигантских размеров старицы. При этом, если до революции город, в основном, развивался своей подгорной частью, то в советские годы массовое строительство развернулось как раз наверху и активно продолжается до сих пор.

Дальше к северу находится вокзал, что, в общем, создает неудобства - от центра города до вокзала ехать 15 километров. Дорогу проложили в связи с тем, что там плато вновь отступает от берега Иртыша и можно построить плавный подъем. А еще дальше к северу расположен основной грузовой порт Тобольска и сопутствующий ему жилой микрорайон. Туда от станции проложено несколько веток.

IMG_2579.jpg

Дорога железная, проходящая через Тобольск, отпочковывается от Транссибирской магистрали в Тюмени и идет на север, к нефтяным месторождениям. В отличие от Транссиба, она не электрифицирована, хотя дорога двухколейная и грузовые (главным образом, разумеется, наливные) поезда ходят по ней часто. Пассажирских поездов в день тоже больше десятка пар. Есть и один пригородный, до Тюмени. В моем представляении двухколейная, активная дорога без электрификации - это нонсенс. Хотя такие дороги есть. Например, между Ожерельем и Узловой. Но тут, в Тюменской области, я думаю, не электрифицируют потому, что топлива - хоть залейся.

IMG_2644-tiltshift.jpg

Вокзал по дальности от города какой-то сонный. Хотя перед поездами на перроне торгуют рыбой - главным местным сувениром. На вокзале висит щит с плакатом - "Тобольск - ангел Сибири", что подтверждает: тоболяки свою малую родину позиционируют именно как Сибирь. Кстати, золотой ангел в городе действительно присутствует. И его мы еще увидим. Но если ориентироваться по вокзалу, то впечатление от города было бы ужасное - вокзал серый, хоть и украшен рельефами, кругом лес и почти никого народу.

IMG_2547.jpg

IMG_2565.jpg

IMG_20150504_162718.jpg

IMG_2559.jpg

IMG_2556.jpg

IMG_20150504_230501.jpg

Но перейдем уже к Тобольску. Подгорную и Надгорную части города соединяет всего одна улица - Кирова. Очень крутая, я это оценил...

IMG_9000.jpg

Есть еще пешеходный спуск - Софийский взвоз. Раньше он был полноценной улицей, ведущей прямо в Кремль. Теперь об этом в верхней части напоминает мостовая, мощеная булыжником, но об этом - в рассказе про Кремль. А нижняя часть, за пределами Кремля, теперь представляет собой лестницу. Угол наклона здесь еще круче, чем у улицы Кирова, но по Софийке я только спускался. В Подгорный Тобольск.

IMG_0002.jpg

Прямо какое-то толкинистское название. "Король-под-горой". И одинокая гора, кстати, тоже на горизонте показалась. Правда на большом зуме оказалось, что это только небольшой холмик, поросший лесом. Все-таки хорошо иметь зум на 1200 миллиметров.

IMG_2734.jpg

IMG_2735.jpg

Итак, спустился. Непосредственно у подножия Кремлевского холма (буду называть его так) в районе Софийского взвоза старины никакой нет - тут стоят новые элитные жилые комплексы. Зато можно оглянуться назад и вверх - на Кремль и здание огромного и очень богатого музея "Дом наместника" - о нем я тоже обязательно расскажу.

IMG_20150506_231618.jpg

IMG_9966.jpg

IMG_0015.jpg

Тут же выяснилось, что холм-то обваливается. Не знаю, что предпринимается для защиты старинных построек, но следы одного немаленького обвала - совсем свежие.

IMG_0021.jpg

IMG_0016.jpg

От Софийского взвоза я решил двигаться в целом против часовой стрелки, что показано на плане.

Тобольск-нижний город.jpg

В полном размере

ПТ.jpg

В полном размере

Пройти за три часа мне предстояло десять километров, и это с учетом того, что ранее я обошел три больших музея, а на завершающем этапе должен был подниматься на холм. Ну да ладно - это вполне одолимо. В отличие от Тюмени, тут я решил идти строго придерживаясь плана и ставя галочки против каждой пройденной церкви или здания.

Вот эта площадь с вертолетной площадкой и церковью Захария и Елизаветы, пожалуй, самой красивой в нижнем городе, называется Базарной. Может быть, исторически. А может, по выходным и правда торгуют - я-то тут в среду был. Отсюда, видимо, взлетал на вертолете наш бывший, а то может и будущий президент Медведев, когда сделал свою знаменитую фотографию тобольского Кремля в предзимье.

IMG_0029.jpg

IMG_0024.jpg

IMG_0027.jpg

IMG_2636.jpg

IMG_0032.jpg

IMG_0033.jpg

Данный кусок старинной стены Викимапия не характеризует никак. Говорится только, что он находится на большой огороженной территории, принадлежащей местным энергосетям. У которых, кстати, судя по фоткам сверху, имеется приличный парк собственной техники. Ну, сетям - так сетям.

IMG_0025.jpg

IMG_2637.jpg

От Базарной площади я свернул к Иртышу в надежде найти местный речной вокзал и прокатиться туда-обратно на одном из паромов, курсирующих через реку. Тобольск - не Тутаев, на той стороне мало, что есть, поэтому мост через Иртыш ему на самом деле, наверное, не требуется. А вот на пароме прокатиться охота. Паромы в Тобольске необычные - по-видимому, когда-то тут ходил полноценный "веревочный" паром, потом его упразднили, а сами "плавсредства" возят буксирами. Причем, буксир крепится к парому сбоку. И то верно - по Иртышу ходят большие корабли, поэтому веревочный паром приходилось бы каждый раз притапливать. Разумеется, не сам паром, а тросы. Правда, сверху я в зум поймал и настоящий паром - с аппарелями. Но думаю, что он там ходит для перевозки СПЕЦтехники и недоступен для проезда "по билетам". А впрочем, какая разница...

IMG_2643.jpg

IMG_2635.jpg

IMG_2634.jpg

От глаз идущих "из города" речной вокзал скрыт непонятной насыпью. Я подумал, что это дамба на случай половодья. Но почему тогда она через сто метров заканчивается? А паромы причаливают не к самому вокзалу, а немного выше по течению - как раз там, где кончается дамба, и есть проезд для автомобилей. Около вокзала, расположенного на дебаркадере, дремал только вот такой симпатичный тримаранчик.

IMG_0037.jpg

IMG_0038.jpg

IMG_0040.jpg

IMG_0041.jpg

IMG_0042.jpg

Но с паромом не срослось - оба только что ушли на тот берег. Ждать, пока они там загрузятся-разгрузятся и приплывут сюда, пришлось бы полчаса. А потом тоже самое должно было повториться еще дважды. В мои планы такое не входило - у меня оставалось всего два с половиной часа на весь Подгорный Тобольск. Посему я сделал несколько фотографий и пошел своей дорогой. Именно пошел, хотя в момент моего нахождения около остановки парома, туда приехал автобус и жутко напылил.

IMG_0046.jpg

IMG_0047.jpg

IMG_0044.jpg

IMG_0052.jpg

IMG_0050.jpg

IMG_0053.jpg

IMG_0048.jpg

IMG_2707.jpg

И вышел к самому красивому зданию в нижнем городе - дому купцов Корнильевых 1916 года. В нем располагается, судя по красной вывеске, что-то административное, поэтому дом прекрасно себя чувствует.

Нет, это не оно:

IMG_0059.jpg

IMG_0061.jpg

Вот оно:

IMG_0062.jpg

IMG_2714.jpg

IMG_2713.jpg

IMG_20150506_232047.jpg

IMG_0063.jpg

IMG_0064.jpg

За моей спиной - небольшой сквер, который называется Александровским садом по находящейся в нем часовне Александра Невского. В свое время, видимо, тут сажали деревья и ограждали их защитными заборчиками. Которые кто-то снес вместе с деревьями...

IMG_0066.jpg

IMG_0065.jpg

Это очень символично - Если провести через Александровский сад окружность с радиусом в Кремле, то получится граница, за которой Тобольск теряет свой парадный вид. В принципе, это нормально, когда благоустраивать город, особенно город туристически привлекательный, начинают с центра. Ненормально, когда им и заканчивают.

Но как будет на самом деле, - я оставляю возможность оценить это тем, кто поедет в Тобольск после меня. На данный момент в нижнем городе активно осуществляется благоустройство (как же мне надоело по работе это собянинское слово), но пока - именно что в границах "окружности" - и мы это еще увидим. За пределами ее пока не все так красиво.

Но что там - за пределами этой воображаемой линии, - я предлагаю читателям увидеть в следующей части. А то и так куча информации написАлась - голова закружится)))

И предупреждаю - это пока затравка. Дальше будет интереснее.

Posts from This Journal by “путешествия” Tag

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars