arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Осенние прогулки в Окском бассейне. Часть первая.

"Город высоких колоколен" или путешествие в Каширу

IMG_4967.jpg


Откуда такое название?

Я, хоть и являюсь с недавних пор членом РГО, знаменитый географический диктант писал постфактум, на сайте. Набрал 84 балла, то есть, правильно ответил на 21 вопрос из 25, и считаю это результатом неплохим. Так вот, среди вопросов на общую эрудицию и знание конкретных географических объектов был и один вопрос с подковыркой.

Сформулирован он был так: Выберите из списка город, который расположен в водосборном бассейне Каспийского моря: Воронеж, Краснодар, Тверь, Курск, Смоленск.

Если подумать, то понятно, что это, разумеется, Тверь. Поскольку Тверь стоит на Волге, а Волга, как мы все знаем из фильма "Приключения Электроника", впадает именно в Каспийское море. Остальные города стоят на реках, воды которых прямо или опосредованно впадают в Черное море. Смоленск, например, - на Днепре.

Но в условиях диктанта ищешь не правильный, а очевидный с позиций первичной логики ответ. Поэтому ищешь в списке южные города и из них тот, что повосточнее. То есть, Воронеж. И я сначала купился. Но потом понял, в чем я дурак.

И так пришла идея назвать дилогию новых постов "прогулками в Окском бассейне", потому что и Кашира, в которой рассказывается в первой части, и Касимов, которому будет посвящена часть вторая, стоят на Оке. Ока вообще подпирает Подмосковье вдоль южной границы, и городов на ней полно.

* * *

Так уж вышло, что в конце осени - начале зимы или же в конце зимы - начале весны меня постоянно куда-то тянет. И записей об этих поездках - немало.

Из осенних поездок вот мокрая Вологодчина

Вот серые Ржев с Зубцовым

Вот Тутаев.

А вот совсем уж крошечный полустанок Муриково на Рижском ходу.

А из весенних вот только что вылезшая из-под снега Вязьма.

Вот такой же Рыбинск.

И даже в любимой Казани я первый раз побывал в самом начале апреля, когда везде еще вовсю лежал снег.

При этом, кроме Казани и Вологды получаются поездки в города либо подальше, либо поменьше и поглуше.

Сам для себя я объясняю это так: они поздней осенью и ранней весной смотрятся как бы голыми. Такими, как есть. Без украшений в виде снега, листвы и сопутствующих им календарных праздников. Тоскливое российское предзимье - это тот усилитель "Е", та кислая закуска, с которой перепрелый аромат и постный вкус наших относительно глубинных городов воспринимается особенно контрастно. Летом-то везде хорошо. Равно как и на новый год...

Ну и моя коронная фраза - "Но обо всем по порядку". Поехали.

Город Кашира по своей красоте конечно уступает городам "большой московской пятерки" (Серпухов, Коломна, Загорск, Звенигород и Дмитров). Потому что за свою долгую шестисот-с-лишним-летнюю историю Кашира то меняла свое расположение, то ужималась с города до деревни, то разрасталась обратно.

Camera HDR Studio - 1446736323922.jpg

Поэтому хоть за свою жизнь я много раз слышал название Кашира, особого интереса оно у меня не вызывало. Связано это еще и вот с чем.

За 30 лет я ни разу не доезжал до Каширы по железной дороге. Не, ну в Саратове как-то был, но зимой, так что поезд уходил и возвращался в Москву по темноте. А вот днем ездить доводилось не далее БМО, то есть, станции Михнево. Например, в Видное на баскет или в Домодедовский аэропорт.

А Кашира, надо заметить, прекрасно смотрится с железной дороги, когда поезд пересекает по мосту Оку. Ее профиль со вздыбленным лбом высокого правого берега и челкой из тонких колоколен поверху однозначно дает понять - тут ЕСТЬ, что посмотреть. Причем эта черта вообще присуща подмосковным городам на Оке - вышеупомянутые Коломна и Серпухов из окна поезда смотрятся не менее знатно.


IMG_4955.jpg

А вот как раз за последние годы я несколько раз ездил по Павеляге ДНЕМ. В частности, посетил Венев. Так попутно и Кашира попала в сферу моих интересов. Тем более, что город это "шаговой доступности", утром туда - вечером обратно. С электрички сошел, и больше ни на чем ехать не надо. Иными словами, это не путешествие. Это – прогулка.


* * *

Расскажу об оптике - в Кашире мне надо было выгулять в полевых условиях новый объектив. Кто читал мои летние рассказы про Тобольск и Онего, знает, что летом я специально для тяжелых походов прикупил нового поколения кэноновский кит. Неплохой объектив для своих денег, снимать могёт. Правда, уже на просторах Карелии, а тем более, в горах Ауадхары сказалась нехватка зума.

Поэтому я, выйдя на новую работу, оперативно продал великолепный, но бесполезный в новых условиях "светлячок" Canon 35mm, 2.0, чтобы купить походную оптику с большим фокусным расстоянием. Из-за курсовой разницы продал б\у дороже чем купил новый. И прикупил себе "трэвельник". Выбирал между 55-250 и 18-135. Выбрал второй, хоть он и подороже. Из тех соображений, что такой объектив можно в походе иметь один. А к 55-250 нужен еще объектив пошире, например, тот же кит. А это означает перестановки, пыль и прочие отягчающие. Трэвельник 18-135 – это, фактически, удлиненный кит. Со всеми вытекающими: он темный, на широком конце дает бочку, на длинном – виньетку. Но он потому и трэвельник, что предназначен для съемки днем и на улице.

Поэтому в компанию к трэвельнику я прихватил свой ширик. Научиться делать с его помощью репортажи у меня никак не получается. К тому же мое начальство на новой работе предпочитает наоборот, телевиковые репорты. Зато в поездках по городам этот объективчик мне помогал не раз. Во-первых, короткое фокусное расстояние позволяет снимать с длинной выдержкой и узкой диафрагмой с рук, что незаменимо в плохую погоду. В этом смысле мой 10-20 очень хорошо проявил себя в зимней Карелии. А во-вторых, качественная оптика делает фотографии с него удачными даже с открытой диафрагмой, что помогает снимать в интерьерах, например, в музеях. Которых в Касимове, кстати, несколько. Вот так я вооружился, мыльницу даже не брал.

Итак, приехали. Добирался до Каширы я на «РЭКСе», всего полтора часа от Павелецкого и на месте. Станция в Кашире, по идее, крупная. Она обслуживает две городских товарных станции, находящихся с разных сторон от главного хода. Вот и в этот раз какая-то жизнь на «Кашире-Пассажирской» шла.

IMG_4765.jpg

IMG_4769.jpg

Вообще, Кашира встретила меня погодой сухой, но пасмурной и с каким-то кисейным туманом кругом, оставившим за ночь свои слезы на листьях, траве и рельсах.

IMG_4761.jpg

IMG_4762.jpg

IMG_4763.jpg

IMG_4772.jpg

IMG_4773.jpg

«В город» с железной дороги можно подняться по цивилизованной лестнице, но ведь «не созданы мы для легких путей».


IMG_4775.jpg

Здание вокзала в Кашире новое, однако «над» ним, вдоль улицы Ильича есть несколько старых построек, исторически явно связанных с железной дорогой. Особенно вот то, за плакучей березой – на Павелецкой ветке сразу несколько вокзалов с такой архитектурой.

IMG_4760.jpg

IMG_4764.jpg

IMG_4777.jpg

IMG_4778.jpg

А плакучих берез в Кашире, кстати, достаточно много.

IMG_4802.jpg

Сама улица Ильича проходит высоко над берегом Оки и железнодорожной веткой, как раз идущей к одной из грузовых станций. С нее открываются хорошие виды на левый берег Оки и стоящий там Белопесоцкий монастырь – это уже территория города Ступино.

IMG_4781.jpg

IMG_4783.jpg

IMG_4782.jpg

IMG_4787_Sophia1.jpg

IMG_4788.jpg

IMG_4790.jpg

IMG_4799_Anne.jpg

Однако, чтобы попасть в центр Каширы, надо подниматься вверх еще выше. Вообще, хождение по Кашире – это та еще кардиотренировка. Но меня это теперь не смущает. Тем более, впереди ожидается еще и Касимов, который тоже стоит не в низине. И там-то темп не замедлишь. Или на автобус опоздал, или не все посмотрел.

IMG_4791.jpg

IMG_4804.jpg

Как и много где за редким-редким исключением, основу исторической Каширы составляют старые церкви. Их тут несколько, и первая на моем пути – святых мучеников Флора и Лавра. Есть «псковский», «московский», «северный» и другие «региональные» стили православной архитектуры. Вот эта церковь – типично рязанская
скромный декор с преобладанием прямых углов. В конце концов, кто его знает, как за разные столетия пролегали границы епархий. А область Рязанская отсюда относительно недалеко. И в архитектуре той же Коломны ее влияние ощущается значительно.

IMG_4806.jpg

IMG_4808.jpg

На пути к следующей церкви под названием Вознесения Господня, расположенной на улице, между прочим, Карла Маркса, я наметил себе ориентир – стадион «Спартак». На практике же оказалось, что в таком «городе сельского типа» как Кашира, скорее церковь с колокольней должна служить ориентиром к чему бы то ни было. Как минимум одна, а то и две из трех самых высоких местных колоколен видны буквально отовсюду.

IMG_4817.jpg

IMG_4813.jpg

IMG_4820.jpg

IMG_4819_Hagrid.jpg

Вторая большая колокольня – храма Введения Пресвятой Богородицы во храм – находится совсем уже в центре города, на Советской улице, в том месте, где ее пересекает улица Маркса, переходя… да, в улицу Энгельса. На колокольне действуют часы, а ночью она очень ярко подсвечивается.

IMG_4821.jpg

IMG_4829.jpg

IMG_4832.jpg

IMG_4824.jpg

IMG_4838.jpg

IMG_4837.jpg

Похоже, что Советская - это главная улица Каширы. Тут банкоматы, магазины, органы власти, кинотеатр и скверы с памятниками. Общепита, правда, нет. Потом оказалось, что есть Макдоналдс, но он – на объездной дороге.

IMG_4834.jpg

IMG_4835.jpg

IMG_4840.jpg

IMG_4842.jpg

IMG_4846.jpg

Вот это красивое здание – бывшая городская дума. А за ней во дворах – церковь Николы Ратного, которая восстанавливается после «нецелевого использования».

IMG_4850.jpg

IMG_4849.jpg


IMG_4855.jpg

От второй их больших шатурских колоколен так же близко и до третьей – по этой самой главной улице вниз к Оке, к Соборной площади (она же Володарского).

IMG_4936.jpg

IMG_4852.jpg

IMG_4857.jpg

Рядом – здание краеведческого музея, бывшее какое-то училище.

IMG_4859.jpg

IMG_4866.jpg

Однако фотографий из музея не будет. Смотрительницы посчитали, что у меня профессиональный фотоаппарат, а профисъемка в музее стоит что-то вроде 2000 рублей в час. Ой, не больно-то и хотелось.

IMG_4869.jpg

Тем более, что музей не самый интересный. В музее мне подарили нечто вроде «стенгазеты» формата А3, запечатанной с двух сторон стихами местных поэтов. Стихи – мама не горюй. Вот, например, рифмы «километров – метров» «клавиатуре – в натуре», «гадость – радость».

IMG_5116.JPG

А сама колокольня принадлежит собору Успения Пресвятой Богородицы.

IMG_4861.jpg

IMG_4872.jpg

IMG_4876.jpg

IMG_4873.jpg

IMG_4877.jpg

После музея и собора я зашел в тупик. Самый натуральный.

IMG_4879.jpg

С планировкой в Шатуре, часть которой расположена на крутых склонах, «все сложно». Но зато еще немного окинул взглядом окские дали. Кстати, на Оке в этот день было огромное количество рыбацких лодок.


IMG_4900.jpg

IMG_4886-tiltshift.jpg

IMG_4889.jpg

IMG_4891.jpg

IMG_4911.jpg

Вернувшись «на маршрут», я направился к последнему из планируемых к осмотру в Кашире объектов – бывшему Никитскому женскому монастырю. Две из трех его церквей сегодня объединены в какое-то хозяйственное коммунальное сооружение.

IMG_4903.jpg

IMG_4896.jpg

Преображенский собор, напротив, возвращен церкви и снаружи выглядит прилично, особенно издалека.

IMG_4892.jpg

IMG_4902.jpg

Но вблизи понимаешь, что это только внешний вид. Да, стены оштукатурены. Но стекол нет, внутри, похоже, пустота и разруха, мимо сверху течет вонючая вода.

IMG_4919.jpg

IMG_4921.jpg

IMG_4922.jpg

Со стороны реки около собора очень интересное сооружение. Автомобильная рампа со смотровой площадкой. Доски сгнили, но стоять кое-где еще можно. Внизу – явно монастырского происхождения руина.

IMG_4908.jpg

IMG_4909.jpg


IMG_4918.jpg

А на противоположной стороне улицы Свободы - старое кладбище вот с таким склепом во главе.

IMG_4904.jpg

Дома вокруг были и симпатичные…

imgonline-com-ua-HDRJPGa4pq67TZ1hKe.jpg

…и «не очень»

IMG_4899.jpg

IMG_4924.jpg

IMG_4927.jpg

IMG_4928.jpg

После Никитского монастыря мне, по идее, предстоял дальний пеший путь до автомобильного моста, а от него – вдоль другого берега Оки к Белопесоцкому монастырю. Но не срослось. Потому что проход, как выяснилось, есть только на карте. А на деле вместо него – огромный овраг. Обходить его – означало терять драгоценный световой день, потому что по времени мне бы пришлось переться до морковкиной заговины. Поэтому я направился обратно на Советскую улицу. Заодно сфотографировал старинную водокачку. В отличие от первой, железнодорожной, построенной для запитки паровозов, эта была возведена, чтобы обслуживать тюрьму (сейчас – СИЗО) и архитектурно воспринимается как ее часть, хоть уже и не работает.

IMG_4931.jpg

IMG_4930.jpg

IMG_4933.jpg

IMG_4934.jpg

IMG_4935.jpg

Около водокачки я пошел искать автобусную остановку. План был такой – доехать до ЖД-станции и там одну остановку на электричке до Белопесоцкого, а оттуда пешком. Было примерно 14-30. Ближайший автобус как раз шел до станции. Только до станции Ступино. Я подумал и решил ехать. В конце концов, от Ступина-то тоже близко, пусть не одна остановка, а две. Заодно там сэкономлю и куплю билет до Москвы оттуда. Вроде все нормально. К тому же Ступино посмотрю, а то когда еще побываю…

Правда, автобус подъезжал к электричке в сторону Каширы впритык, но шанс успеть у меня был хороший. А вот следующая была больше чем через час....

И тут я «поставил не на ту лошадь», выйдя из автобуса остановки на три раньше станции. Зачем? А чтобы побывать еще и в местном музее. Каширский-то мне не понравился, а вот в Ступине, судя по сайту, музей большой. И нашел я его быстро. Но оказалось, что после «ночи искусств» он 4 ноября не работал. А электричка уже ушла. В общем Макдоналдса мне было не избежать. Естественно, не каширского, а ступинского – он около вокзала.

В итоге, когда я сошел с электрички на станции Белопесоцкий, сумерки уже брали свое. А еще идти километра три. Через сосновый перелесок с песчаной почвой – то есть, идти небыстро. Пока первые несколько сотен метров я шел вдоль железной дороги, меня в сторону Каширы обогнал БэТэЭсный тепловоз с цистернами. Я даже сначала не понял, что он тут делает. Потом понял – едет к себе под Рязань по объездной дороге Узуново-Рыбное.

IMG_4952.jpg

IMG_4949.jpg

IMG_4964.jpg

История Белопесоцкого монастыря связана с историей Шатуры неразрывно. Город стоит хоть и высоко, но на южном берегу Оки – он уязвим для набегов с юга, и укрепленный монастырь служил укрытием его жителям, а заодно и форпостом Москвы на неспокойной дороге.

IMG_4958.jpg

Отношения между городом и монастырем были дружеские, но, как рассказывается в музее, один раз по поводу какой-то водяной мельницы дело дошло аж до вооруженного конфликта (оружие, если я правильно понял, все-таки было холодное). Сейчас монастырь действует. И он женский.

IMG_4985.jpg

IMG_5005.jpg

IMG_4990.jpg

А вот часы на башне, как оказалось, не действуют. Более того, при ближайшем рассмотрении оказалось, что они вообще декоративные.

IMG_4993.jpg

IMG_4995.jpg

У монастыря свое слово сказал ширик. Счастье - иметь возможность в таких условиях поснимать с выдержкой 1/10 - 1/15. Видно как днем!!!

IMG_5017.jpg

IMG_5018.jpg

IMG_5019.jpg

IMG_5024.jpg

IMG_5015.jpg

IMG_5027.jpg

До электрички оставалось мало времени (в итоге я на нее опоздал – и фиг с ней), но я вышел за периметр и снял южную стену монастыря. Стена – это условное понятие – она застроена церквями. Это логично. К XVIII веку крепостные стены потеряли актуальность, а фундаменты под ними крепкие. Заодно сфотографировал вид вечерней Каширы.

IMG_5040.jpg

IMG_5047.jpg

IMG_5066.jpg

И уже в полной темноте, ожидая в Белопесоцком СЛЕДУЮЩУЮ электричку, я как быдлофотограф, на автомате и со вспышкой, снял на местном кладбище памятник экипажу погибшего самолета (рядом раньше был ступинский аэропорт) и церковь.

IMG_5083.jpg

IMG_5084.jpg

Ну и вердикт.

Кашира, безусловно, достопримечательностями не набита. Кроме ее высоченных колоколен особо-то ничего и нет. Но это не значит, что я жалею о дне, проведенном там.


  • Во-первых, город тихий и зеленый. Зеленый настолько, что это заметно даже в ноябре.

  • Во-вторых, все же хоть какая-то новизна.

  • В-третьих, с монастырем - уже и не так мало.

  • В-четвертых, отличные виды на "тот берег".

  • И в-пятых...


У Яна Арлазорова был монолог, который он читал от имени мента, сидящего в дежурной части ночью. Ему звонят жители и жалуются, что в дворе кто-то долбит по железу, и он размышляет: "С одной стороны, не грабят, не убивают, чего ехать... А с другой стороны - не грабят, не убивают, чего б ее поехать!".

Так вот, в пятых - чего б не поехать. Сел на электричку и там. Все лучше чем дома сидеть весь день. А 22-23 пройденных километра мне пойдут только на пользу!

Зато претензия у меня по итогам поездки имеется к самому себе. Очевидно, что ехать надо было на месяц раньше. Летом, как я уже сказал, везде хорошо, но тут, в Кашире, золотой осенью должно быть и вовсе сказочно, это заметно и сейчас.

IMG_4798.jpg

Что же касается кэноновского трэвельника, то по диапазону зума для такой поездки его вполне хватает. А вот с точки зрения качества экспозиции он в условиях пасмурного дня, близкого к зимнему солнцестоянию, себя особо не проявил. Однако, и не должен был - он для этого не предназначен. Трэвельник - инструмент походника. Кто ж потащится в поход в ненастье. Мне же урок будет - выбирать оптику на Касимов надо будет все-таки с учетом прогноза погоды.

А еще тут, как везде в «сельской местности», полно собак и кошек)))


pixlr.jpg
Tags: архитектура, кашира, московская область, ока, подмосковье, путешествия, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments