arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Осенние прогулки в окском бассейне - II

Часть вторая — «Музеи и мавзолеи». Начало.

IMG_0321 (2).jpg


Если название Кашира я слышал много раз задолго до поездки, то такой топоним как Касимов вообще не припомню года до 11-го. В этом году в кино прошел фильм Вадима Дубровицкого по чеховскому «Иванову», одноименный. Небесспорная, однако, как минимум добротная экранизация А.П.Ч. В самОм чеховском тексте город не указывался никак, да и роли в сюжете не играл. В фильме тоже не упоминался. Однако, будучи органично вмонтированными в видеоряд, городские пейзажи стали частью действа, его безмолвными персонажами. «Неизвестный старый город» — отметил я для себя, и узнав, что он называется Касимов, решил когда-нибудь попробовать его на вкус.

IMG_6839.jpg

Вот именно что «когда-нибудь», поскольку тянул с осуществлением этого плана я довольно долго. И причиной тому конечно же транспортный вопрос. Места те глухоманистые — это я помню еще по Гусю-Хрустальному, который числится по Владимирской области, но располагается, в общем, недалеко. А Касимов стоит еще «хуже» — в отдалении от главной в тех местах дороги, соединяющей Владимир и Рязань.

Железной дороги в Касимове тоже нет. То есть, вообще-то в природе есть такая железнодорожная станция Касимов. Но она находится не в городе, а на «том берегу». От центра города, если таковым считать Соборную площадь, по прямой до нее порядка семи километров. От автовокзала еще больше. Но это по прямой — по упраздненной паромной переправе. Автомобильный мост через Оку построили на пару километров к западу.

IMG_0277_fhdr.jpg

Но городок, тем не менее, занятный. Самый старый в центре России город, сохранивший татарскую архитектуру. Мечетей-новоделов по России стало сколько угодно. А вот старинных гораздо меньше. В Москве дореволюционная мечеть конечно есть. Но все-таки построенная при последнем императоре Николае, который существенно упростил правила оформления разрешений для строительства храмов неправославных народов вне мест их компактного проживания.

Да что в Москве, даже в Казани еще Иван Грозный, чтобы усилить свое влияние, запретил татарам строить каменные мечети. Запрет был снят Екатериной Второй, поэтому старейшая и одна из самых красивых казанских мечетей — Аль Марджани — ведет свою историю «только» с XVIII века. Конечно, есть и более древние — в том же татарском Булгаре, на Кавказе. Но не в средней полосе. Тут Касимов такой один.

А еще в этом небольшом городке — три музея. Государственный, краеведческий — это как везде — и небольшие музеи колоколов и самоваров. И пусть музеи подобные в современной России растут как грибы, рождаясь из больших коллекций местных богачей и энтузиастов, пусть они берут, как правило, не системностью экспозиций, а простым количеством единиц и парой-тройкой уникальных экземпляров (наша гордость!), но все равно выглядят, как правило, очень мило. Есть и еще один музей, космонавтики, в честь местных уроженцев, конструкторов братьев Уткиных. Но это музей школьный, а значит, посетить его без предвариловки, да еще и в праздничный день было нереально. Ну не больно-то и хотелось.

* * *

В итоге я выбрал для Касимова так называемый «суточный» вариант. Вечером из Москвы — вечером в Москве. Так я, например, ездил кататься на дизеле Великие Луки — Бологое. Тоже, кстати, в предзимье. Так я ездил и в Рыбинск.

До Рязани я доехал, между прочим, в купе))) Потратив на это 650 рублей и 4000 баллов РЖД-бонуса. А поезд попался долгий, сквозной Питер-Уфа. Он шел через Курский вокзал по ветке Узуново-Рыбное. Больше четырех часов. То есть, подремать немножко мне все-таки удалось.

Между Рязанью и Касимовым добирался автобусами, купив билеты, кстати, через интернет из Москвы. Развиваемся потихоньку!!! Ну а домой вернулся тоже поездом дальнего следования, Воронеж — Москва, на сидячем месте. За недорого. В 23-30 был на Казане.

А вот менее чем за сутки обернуться без машины нереально. Более того, поездка прямыми автобусами из Москвы, хоть и позволила бы мне сэкономить рублей четыреста, однако и это тоже вариант не идеальный. Автобусы от Москвы ходят так, что либо надо, как и поездом, ехать с вечера, а в Касимове куковать до позднего рассвета на холоде, либо на осмотр города останется часа три светлого времени.

Аналогично получилось бы, поедь я от Рязани на дизелях. И обратно на дизелях (что до Рязани, что до Владимира через Тумскую) тоже не хотелось, потому что для этого бы мне пришлось подряд две ночи ночевать в поездах. А работаю я теперь пятидневку, и относиться ко сну на выходных стал куда более бережно.

Так или иначе, я урвал на Касимов целых пять часов! С хвостиком. За эти часы мне предстояло пройти пятнадцать километров, что вроде бы немного. Если бы не три музея))).

Итак, окончив свои дела (а рабочий день в пятницу у меня получился довольно долгим), я в полночь сел-таки в поезд, отправлявшийся в Рязань с Курского вокзала и до Рязани этой самой благополучно добрался. Сказать, что с удовольствием — не скажу. Подремать за четыре с хвостиком часа дороги мне конечно вполглаза удалось, воспользовавшись моим старинным для подобных поездок рецептом. Он называется «спать в одном наушнике под тихую музыку». Но в купе было просто нестерпимо жарко! А брать ради такой короткой «ночевки» сменную одежду в мои планы не входило. Зато, правда, мне, как выяснилось, полагался паек — пакет с продуктами (мюсли, кекс, йогурт и бутылка воды без газа), а также какое-то горячее блюдо в герметичном корытце. Но его брать я отказался — где его разогревать.

На вокзале Рязань-1 меня поразили... звезды. Да, их там прекрасно видно. Станция большая, но такой активной подсветки, какая обычно бывает на крупных станциях, тут нет. Поэтому довольно темно. Это связно с тем, что основная железнодорожная активность на Рязанском узле (а это именно узел) концентрируется несколько в сторону Москвы — на станции Рыбное. Вот там, скорее всего, светло как днем. А тут базируется ремонтная техника — эти ночью работают только в крайних случаях.

IMG_0257.jpg

IMG_0258.jpg

IMG_0260.jpg

В общем, пофоткал я чуть с моста — да и направился пешком в сторону автовокзала Приокский, с которого у меня уже давно был заранее заказан и распечатан автобусный билет в Касимов...

* * *

Но тут выяснилась одна неприятная проблема. Я конечно не нытик... то есть, я конечно, нытик. Но заниматься этим предпочитаю в компании близких мне людей. А в данном случае придется просто проконстатировать факт... В общем, у меня то ли от лежания в поезде, то ли еще от чего-то дико разболелась любимая правая коленка. Прям пипец как. После того, как путь между железнодорожным и автобусным вокзалами Рязани длиной в четыре километра занял у меня полтора часа (хотя обычно в два раза меньше), мне стало понятно, что программу посещения Касимова придется сокращать.

Вот теперь стоит объяснить название «Музеи и мавзолеи». В раннем детстве мне казалось, что существуют парные слова. Крокодил — бегемот. Жираф — верблюд. Пингвин — попугай. Войковская — Сокол. Утесов — Высоцкий. Почему так — я и тогда не мог бы объяснить, а уж сейчас — и подавно. Такой же парой были слова «музей» и «мавзолей». Но тут-то как раз все понятно. В моем советском московском детстве мавзолей был один конкретный. И роднило его с музеем предназначение — туда ходят, чтобы посмотреть. Ну и в Касимове в процессе секвестирования маршрута я выбрал для себя — музеи (те самые три) и мавзолеи. То есть, старинную татарскую архитектуру. Это одна мечеть с минаретом и два текие (то есть, мавзолея). Есть в Касимове и «новая» мечеть, где-то дореволюционная. То ей я, как и церквями, решил, в случае необходимости, пожертвовать. Такое я все-таки уже видел. В том же Тобольске.

А вот локально обрадовало меня то, что плетясь по ночной Рязани «на ощупь», ориентируясь только на свою память, я дошел абсолютно точно. И — клянусь! — уже у самого Приокского автовокзала видел в небе очень яркий метеорит. Не метеор, а настоящий метеорит. Разумеется, я его не сфоткал — тут, даже зная, где и когда он сверкнет, и то фиг попадешь. А уж когда фотики все в рюкзаке...

Уже на автовокзале я залез в интернет и прочитал о чудовищных терактах во Франции. И да — я не останавливаю публикацию этого поста именно потому, что не отождествляю ислам с терроризмом. Очевидно, что эта религия сейчас переживает очередную эпоху крестовых походов. Но все-таки и не все христиане были «псами-рыцарям». Закрыли тему.

О поездке на автобусе могу сказать только одно. До самой Тумы автобус идет по трассе, лежащей параллельно бывшей мещерской узкоколейке. Где-то до сих пор видны ее следы — просеки, демонтированные переезды, мост... До этого я бывал только в Туме и Гуреевском, еще в Гусе-Хрустальном, но там на тот момент узкоколейка была только своя, обособленная. Теперь нет и ее. Господи, как же ее все-таки жаль. Да, я понимаю, что в современных условиях при наличии полноценного асфальтового шоссе узкоколейка сохраниться не могла бы. Но все-таки. Очень многие сходятся во мнении, что фатальным для Рязано-Владимирки было решение не строить полноценный капитальный мост и не доводить ее до центра Рязани вплотную к главным вокзалам. Конечно же, узкоколейные поезда не могли бы просто переходить по стрелкам и ехать дальше по широкой колее. Но грузооборот мог бы сформироваться настолько стабильный, что уже в 20-е годы на широкую колею перешили бы всю дорогу, а не только участок Владимир-Тумская. И такая дорога, пусть и не узкоколейная, скорее всего, сохранилась бы до наших дней полностью — все-таки она соединяла два облцентра. И до сих пор по ней бы ходили товарняки, привлекая споттеров, а раз или два в день туда-сюда мог бы курсировать пригородный дизель. Хотя, дизель, допустим, 2012 год-то пережил вряд ли. Но все 90-е и все 2000-е годы он, скорее всего, ходил бы.

За этими размышлениями уже показался и Касимов. И первое впечатление, которое он на меня произвел, сразу оказалось положительным. Опрятный город. Что было досадно, учитывая корректировку маршрута, которую мне предстояло осуществить.

IMG_0263.jpg

Что уж жеманничать. Одно из первых впечатлений, которое получаешь, попадая в город после долгой дороги, — это впечатление от туалета. Туалет на автовокзале в Касимове выглядит так:

_MG_0261.jpg

Как выглядит туалет на вокзале «Рязань — 1», я даже показывать не буду.

IMG_0266_fhdr.jpg

Еще на автовокзале есть церковь. Мне-то она ни к чему. Но для людей, кто в теме, наличие такого «объекта бытового обслуживания» — это тоже плюс в карму города.

IMG_0262.jpg

Напротив вокзала сразу же возникает вот такая татарская тематика.

IMG_0265.jpg

Кстати, колбаски я на пробу взял. Она не касимовская, но какая-то местная. Если не ошибаюсь, Елатьминская. Специфическая еда, но отнюдь не неприятная. Хотя я вообще татарской кухни не любитель.

Тут к коленке добавилась еще одна "радость". Накануне я простыл, и начала подниматься температура. Но я вспомнил, что в один город уже ездил при температуре и боли в чем-то опорно-двигательном. Имеется в виду Минск - моя крайняя туда поездка. Но она обошлась мне намного проще. Во-первых, потому что я в Минске на хоккее, разумеется, заложил за воротник. Но это было уже вечером. Во-вторых, в теплое время года температура переносится легче. А в третьих - потому что по Минску я больше ездил, чем ходил. На узкоколейном поезде ДЖД имени Заслонова, на лифте Нацбиблиотеки, на автобусах, троллейбусах, метро и даже такси. Ну и чего бы мне не поездить по Касимову? В разгар дня, даже субботнего, с транспортом тут нормально.

Основным видом транспорта в Касимове является пазовский «катафалк». Я люблю такие автобусы и с удовольствием не раз ими воспользовался в течение дня. В первый раз — чтобы добраться от автовокзала до исторического центра.

IMG_0264.jpg

Вышел я на остановке около одного из многочисленных монументов Победы. Стоит сказать, что еще на подъезде к Касимову окончательно оправдался прекрасный прогноз погоды. То есть, в Рязани, судя по звездам, небо уже было ясное, но по пути над Мещерой кое-где было непросто пасмурно. Облака висели так низко, что цеплялись за вышки сотовой связи. А вот в Касимове видимость, как говорят летчики, сложилась «миллион на миллион». Все правильно. Мещера в Касимове заканчивается. Город стоит на восточном, высоком берегу Оки. По нашим среднерусскоравнинным понятиям — такое своеобразное плато. Называется Окско-Цнинским валом. А смена рельефа зачастую влияет на погоду. Я не метеоролог, но знаю это точно — по воспоминаниям о чУдном абхазском поселке Цандрипш, где наползавшие со всех сторон облака, скатываясь с гор в ущелье, буквально таяли на глазах. Поэтому с обеих сторон (в Гагре и Адлере) на побережье шли дожди, а в Цандрипше светило солнце!

IMG_6586.jpg

Так вот, оказалось, что вместо трэвельника я по запарке взял с собой профессиональный штатник. Не то, чтобы обрадовался — все-таки ход зума у него небольшой — но потом, в музеях он себя оправдал за глаза. А ради зума у меня, как обычно, был мой любимейший 50-й пауэршот.

IMG_6587.jpg

IMG_6589.jpg

IMG_6590.jpg

IMG_6591.jpg

IMG_6592.jpg

Перед погружением непосредственно в исторический Касимов, я сделал совсем маленьких крючок влево и сфотографировал памятник тому самому авиаконструктору Уткину и школу, в которой он учился.

IMG_6594.jpg

IMG_6595.jpg

IMG_6596.jpg

IMG_6597.jpg

IMG_6598.jpg

IMG_6599.jpg


IMG_6600.jpg

А вот этот храм, Собор Вознесения 1754 года открытия — доминанта города. Не по высоте. Колокольни есть тут и повыше. Но по местоположению. Главная — Советская — улица (как раз проходящая автовокзал) упирается в него. Снова, как и в Кашире, пример типично рязанского храма. А еще похож на Георгиевский собор Гусь-Хрустального. Сходства добавляет и некоторая гражданская застройка в Касимове. Что же — логично. «Гусиные» города тут совсем рядом. Гусь-Железный — так и вовсе от Рязани на автобусе проезжаешь — он в Рязанской области находится. А до Хрустального Гуся надо повернуть в Туме направо — и тоже, в общем, недалеко.

IMG_6593.jpg

IMG_6754.jpg

IMG_6756.jpg

IMG_0323_fhdr.jpg

Ну а теперь настала пора касимовских музеев. Первый — самоварный. Вообще, на мой взгляд, сам факт создания профильного музея самоваров в России — это уже подвиг. С учетом того, что все всё равно будут сравнивать его с тульским. Но касимовский музей сравнение выдерживает, стоя на ногах гордо и твердо. Коллекция здесь очень впечатляющая. Как «Пушкинский музей» на фоне «Эрмитажа». Не совсем, конечно же, то, но твердое второе место. Собственно, что тут говорить — надо смотреть фоты.

IMG_6601.jpg

IMG_6604.jpg

IMG_6606.jpg

IMG_6607.jpg

IMG_6612.jpg

IMG_6613.jpg

IMG_6614.jpg

IMG_6615.jpg

IMG_6618.jpg

IMG_6619.jpg

IMG_6622.jpg

IMG_6624.jpg

IMG_6627.jpg

IMG_6638.jpg

IMG_6647.jpg

IMG_6652.jpg

IMG_6665.jpg

IMG_6667.jpg

IMG_6668.jpg

Настольные (не ручные) щипцы для сахара!

IMG_6670.jpg

IMG_6671.jpg

IMG_6672.jpg

Музей колоколов выглядит несколько однообразнее. В том плане, что сам колокол — вещь куда более типовая, чем самовар. И витрины, заставленные абсолютно одинаковыми колоколами, например, поддужными, которые различаются только фамилиями или клеймами, плюс один особенный, скажем, корабельная рында, выглядят монотонно. Зато в некоторые можно звонить (что в помещении выбивает уши напрочь). Зато в этом музее я заказал экскурсию. Зато музей занимает целых два этажа — первый и сводчатый подвал. В подвале, к слову, есть экспозиция и заграничных колоколов. В ходе экскурсии сотрудница музея разумеется, вспомнила такой эпизод нашей истории, как ссылку угличского колокола в Тобольск. Так мой рассказ о Касимове вновь пересекся с этим сибирским городом — разумеется, в тобольских музеях про это тоже упоминается.

IMG_6682.jpg

IMG_6685.jpg

IMG_6686.jpg

IMG_6695.jpg

IMG_6697.jpg

IMG_6701.jpg

IMG_6702.jpg

IMG_6705.jpg

IMG_6711.jpg

IMG_6717.jpg

IMG_6724.jpg

IMG_6728.jpg

IMG_6733.jpg

IMG_6735.jpg

IMG_6738.jpg

IMG_6743.jpg

IMG_6744.jpg

IMG_6746.jpg

IMG_6747.jpg




Продолжение прямо сейчас.

Tags: архитектура, касимов, мещера, ока, пейзажи, путешествия, рязанская область, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments