?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Немного о Тюмени - I

IMG_8404-tiltshift.jpg


Общие слова

IMG_8400.jpg

О Тобольске написал - и написал подробно. А о Тюмени только пообещал. Но раз уж пообещал - то надо. Правда такого подробного рассказа не получится - я изначально воспринимал Тюмень как пункт перевалочный. По пути в Тобольск (звучит как из дневников декабриста). Даже музей посмотрел всего один (что мне уж никак не свойственно - в том же Тобольске я посмотрел три музея). И все-таки погулял по ее улицам, подышал ее воздухом и кое-что разумеется пофоткал.

IMG_2444.jpg

С одной стороны, Тюмень, конечно, не Прага - этот город достопримечательностями не то, чтобы прям-таки напичкан (впрочем, и не то, чтобы беден). А с другой стороны, Прага - тоже не Тюмень. В Праге были ВСЕ. А вот в Тюмени из, скажем так, круга моего общения бывал только один человек - это мой отец. Поэтому я все-таки решил мельком, как об Уфе, рассказать об этом городе - старейшей из действующих столиц регионов России, расположенных в Сибири. В самом деле - Тюмень была основана аж в 1586 году. Красноярск, в который я планирую слетать через три годика - на зимнюю Универсиаду (опыт есть) - на 40 лет позже. Томск - город, который манит меня не менее, чем Тобольск, и говорят, по числу памятников деревянного зодчества может соперничать с Вологдой, - на 20. Иркутск, в котором побывать тоже обязательно надо, на 80. Все остальные "областные и краевые центры" - в XVIII и XIX веках. А то и позже. Хабаровск, который сейчас, говорят, очень красив, вообще основался только 160 лет назад и чуть более 130 лет назад стал городом.

Как можно прочитать из рассказа о Тобольске, в Тюмень я добирался самолетом авиакомпании S7. Более чем логично, учитывая, что прежнее ее название - "Сибирь"))). Сверху Тюмень прекрасно видно из заходящего на посадку самолета. Видно, что как и много где еще, например, в Москве, окраины города здесь представляют собой большие спальные районы с многоэтажной серийной застройкой.

IMG_2391.jpg

Впрочем, в Москве не совсем так. Разрастаясь как опухоль, наша столица впитала в себя целый набор бывших загородных усадеб вроде Кускова, Люблина, Царицына, Коломенского, Свиблова, Алтуфьева, Воронцова, Измайлова и прочих, в силу чего и на ее окраинах сегодня достаточно много исторических достопримечательностей. Но все-таки это локальные объекты. Политика Собянина (чье имя, кстати, неразрывно связано с Тюменью) по выводу оставшихся промзон приведет к тому, что все остальные окраины Москвы скоро превратятся ТОЛЬКО в жилые массивы. К слову, я считаю такую политику порочной. Да, многие из заводов московских окраин по факту развалились еще в 90-е годы. На их месте сейчас - автосервисы, склады и прочие арендаторы. Но арендаторы, в том числе, и промышленные - типографии, продовольственные производства и т.д. Это все нужно городу. Что за город без промышленности! Я убежден, что если и реконструировать промзоны, то на месте бывших заводов надо строить НОВЫЕ ЗАВОДЫ. Промзона - это место, специально спроектированное под размещение производства. Там есть подъезды, в том числе, и ЖД-пути, подводка воды, канализация (или очистные сооружения), мощных электросетей или собственная генерация электричетва. Похерить конечно проще. Но тогда надо закрыть и половину технических вузов и колледжей - их выпускникам негде будет работать по специальности. А "менеджерам по продажам" незачем иметь профобразование. И будем по-прежнему сидеть на всем китайском. Ура! Конец лирического отступления.

Теперь о Тюмени. Лежит Тюмень по двум берегам речки под названием Тура. Почти на равнине. Однако, ее юго-западная половина (на правом берегу Туры) чуть выше, чем северо-восточная. Но из самолета этого не видно, так как аэропорт находится к западу от города. Если бы я подлетал к Тюмени с востока, разница высот бы бросалась в глаза:

Безымянный.png

А вот на этой фотографии - малый тюменский аэропорт под названием Плеханово. На нем базируются вертолеты и кукурузники компании Utair. Тюменская область - регион более чем крупный. В его пределах имеет смысл держать свой воздушный флот.

IMG_2401.jpg

Гостиница с манящим названием "Арктика" у меня находилась на юго-западной окрание города, совсем недалеко от аэропорта Рощино и на улице с не менее манящим названием "Московский тракт" (логично - улица направлена в центр страны).

IMG_8325.jpg

Тут проявилась все-таки некоторая провинциальность Тюмени. Как правило, в таких городах из окраин ВСЕ автобусы идут в центр, но все - по-разному. Хордовых маршрутов и маршрутов, идущих не по главным улицам - минимум. Поэтому на каждой остановке останавливается 100500 номеров автобусов и вероятность сесть и уехать в какую-нибудь противоположную окраину велика (что в конце первого дня в Тюмени со мной и произошло, как в Витебске, где я сел на трамвай и проехал ВЕСЬ Витебск).

DSC07609.jpg

Кстати, рядом с гостиницей есть торговый центр, у входа в который установлен вот такой трогательный памятник брошенным собакам.

IMG_2408.jpg

IMG_20150503_234510.jpg

Первый взгляд на Тюмень приносит такие выводы - деньги в этом городе есть (обратному, впрочем, я бы удивился). Дороги строятся и ремонтируются, новых зданий много, куча всяких банков. Ну чем, опять же, не Москва. Намек понятен?

IMG_8329.jpg

IMG_8334.jpg

IMG_8625.jpg

IMG_8672.jpg

IMG_8673.jpg

IMG_8676.jpg

IMG_8675.jpg

IMG_8617.jpg

IMG_8686.jpg

IMG_8604.jpg

IMG_8603.jpg

Вывески при этом на улицах тут есть страшные...

IMG_8632.jpg

А есть и комичные.

IMG_8607.jpg

IMG_8638.jpg

IMG_8725.jpg

Вот этот интересный по задумке артобъект в пустынном переулке выглядит как-то сиротливо.

IMG_8633.jpg

IMG_8637.jpg

Так же как и множественные тюменские резные деревянные дома, стоящие в окружении многоэтажек, выглядящих, словно родственники, стоящие у постели умирающего дедушки в ожидании наследства. Подобных пейзажей, кстати, немало в Уфе. Но старая гвардия еще держится - многие "деревяшки" Тюмени находятся в приличном состоянии.

IMG_2410.jpg

IMG_8333.jpg

IMG_8606.jpg

IMG_8610.jpg

IMG_8611.jpg

IMG_8616.jpg

Вот такой в Тюмени дом выполняет роль резиденции областного губернатора.

IMG_8330.jpg

Второй взгляд приносит и другой вывод. Куда более приятный лично для меня. Город этот все-таки старинный. И кое-что интересное для моего фотоаппарата тут водится.

IMG_8327.jpg

IMG_8332.jpg

IMG_8337.jpg

IMG_8339.jpg

IMG_8615.jpg

IMG_8618.jpg

IMG_8623.jpg

IMG_8624.jpg

IMG_8627.jpg

IMG_8631.jpg

А основан был город на высокой стрелке у впадения в Туру реки Тюменки. Логично, в отличие от Тобольска, который назван по реке, впадающей в Иртыш черт-те-где, далеко даже от современных границ города! Это место исторически называется Тюменским городищем, но сейчас тут, кроме памятного знака, ничего нет. Ядро деловой, развивающейся Тюмени сместилось отсюда куда-то еще. Более того, и овраг неухоженный, и сама Тюменка какая-то анемичная, полупересохшая, да еще и течет по городу в трубе.

IMG_8463.jpg

IMG_8464.jpg

IMG_8461.jpg

IMG_8462.jpg

IMG_8468.jpg

Но для исторической, "туристической" Тюмени это по-прежнему центр. Три вектора "старого города" расходятся именно отсюда. Вдоль Туры вверх - к старинному Троицкому монастырю. На юго-запад идут главные тюменские улицы и бульвары. А вдоль реки вниз по течению - новейшая гордость Тюмени, ее парадная набережная. С нее и начнем...

Набережная

IMG_2418.jpg

Парадная набережная на высоком правом берегу Туры выглядит с иголочки - строительство здесь закончилось совсем недавно. В дальнейшем набережная будет продолжена вверх по течению, как раз к Троицкому монастырю, и там работы уже начались.

Набережная Туры представляет собой именно то, чтотсейчас ССС активно продвигает в Москве - так называемое "общественное пространство", то есть, некое место, где в хорошую погоду можно и погулять, и покататься на роликах (на велосипеде, разумеется, тоже можно, но лично меня это раздражает. Я сам - заядлый велосипедист и отдаю себе отчет в том, что велосипед, в отличие от роликов и самоката, это все-таки полноценное транспортное средство. И разница между велосипедистом и пешеходом слишком велика. И не только по скорости, но и по возможности реакции и смены направленияё а также по длине тормозного пути. Кроме того, пешеход, занятый своими мыслями, разговором по телефону или общением с другим пешеходом, велосипедиста до последнего просто не видит. Его подсознание и периферийное зрение не рассчитано на то, чтобы реагировать на столь скоростные объекты. Поэтому велосипедисту не место на бульваре, где гуляет большое количество народа. Наша стихия - это проезжая часть. Конец второго лирического отступления), можно тут и посидеть на скамейке, и поработать на планшете - ноуте. Вайфая я не заметил, но предрекаю его скорое появление. Позволить такое себе Тюмень может. А отсутствие в непосредственной близости магазинов позволит исключить (ну ладно, минимизировать) наличие пьяных компаний. Кстати, этого я тоже не понимаю. Вот идете вы с компанией в парк бухать. Ну святое дело! Но не лучше ли забиться в угол поглуше? Самим же удобнее. Это все от лени мозгов. Замечали, что в электричке быдло чаще всего садится поближе к дверям, даже если там уже кто-то сидит, а в глубине весь вагон свободен? Потому что посмотреть и выбрать удобное место - для этого надо мозгом шевелить, а его еще иметь нужно. Есть, правда, и противоположное крыло - это пенсия. Те, как коты, весь вагон обойдут. Им пять остановок ехать, они четыре из них место выбирают. Конец третьего лирического отступления.

IMG_8394.jpg

IMG_2420.jpg

IMG_2421.jpg

IMG_2438.jpg

IMG_8377.jpg

По набережной я шел против течения Туры. В таком порядке и буду приводить фотки. Парадная набережная начинается у Моста Челюскинцев, который сейчас переживает реконструкцию. Точнее, строится дублер то ли на замену старому мосту, то ли для перевода одной из сторон движения и увеличения общего числа полос. Да, из новостей оказалось, что сделают и так и так. Сначала по новому мосту пустят движение в обе стороны (это уже полтора месяца как случилось), потом старый разберут, а на его месте построят еще один новый. И вот тогда уже каждый мост будет для своего направления. Городу, где всего два полноценных автомоста, это просто необходимо.

IMG_8331.jpg

Набережная многоуровневая, причем между ярусами проложены удобные диагональные сходы. Заборчики украшены... я не понял - надпись это или просто узор.

DSC07617.jpg

IMG_8353.jpg

IMG_8372_fhdr.jpg

На всех уровнях имеются фонтаны и тематические скульптуры, связанные с историей города и пароходства по Туре:

IMG_2440.jpg

IMG_8363.jpg

IMG_8373.jpg

IMG_8374_fhdr.jpg

IMG_8378_fhdr.jpg

Студенты разных эпох

IMG_8364.jpg

IMG_8367.jpg

IMG_8369.jpg

DSC07630.jpg

DSC07628.jpg

И купцы - куда ж без них. Одно дело - открытие земли и основание города. И совсем другое - его освоение. Для этого всегда нужен интерес. То есть бизнес. Ибо экономика "вообще" - это наука об осознании и удовлетворении человеком своих потребностей. Именно поэтому главная, если не единственная мера, которую должна принимать власть доя развития страны - это ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ. Только инициативы ЛЮБОЙ, а не как у нас - в соответствии с "генеральной линией партии". Потому что поддержка только политически ангажированных инициатив вкупе с задавливанием всех прочих ведет к развиию только одного - армии нежизнеспособных тепличных жополизов. Как у нас и происходит. Конец четвертого лирического отступления.

IMG_8375_fhdr.jpg

IMG_8380.jpg

Ближе к концу, то есть, к устью Тюменки, через Туру перекинут очень красивый пешеходный мост. Мост, в каком-то смысле был построен в память о первом тюменском мосте, стоявшем метров на 200 выше по течению, прямо около устья. Мост рухнул в начале 1980-х годов, а через несколько лет построен пешеходный.

IMG_8358.jpg

IMG_8408.jpg

IMG_8386.jpg

IMG_8387.jpg

IMG_8390.jpg

IMG_8397.jpg

IMG_8399.jpg

На вершине пилона моста - Знамя Победы. Ну а что - на дворе стояло начало мая 2015 года. В рассказе про Тобольск такой флаг тоже фигурировал. Мост вообще украшен флагами.

IMG_8391.jpg

IMG_8412.jpg

IMG_2446.jpg

Кстати, судя по высоте мостов и ширине их пролетов, корабли по Туре ходят. По крайней мере, могут. Потому что мне попадались только прогулочные.

IMG_8342.jpg

IMG_2433.jpg

IMG_2413.jpg

IMG_2415.jpg

IMG_2431.jpg

IMG_2441-tiltshift.jpg

IMG_8347-tiltshift.jpg

На том берегу - Вознесенско-Георгиевская церковь конца XVIII века.

IMG_8344.jpg

IMG_8414.jpg

IMG_2447.jpg

IMG_2451.jpg

И больше ничего интересного за мостом нет. В общем, процесс создания парадного фасада, витрины Тюмени очевидно увенчался успехом. Набережная выглядит прекрасно. Один только минус - панорама противоположного берега. Деревня-деревней.


DSC07611.jpg

При том, что Тюмень - это не Тобольск, а Тура - не Иртыш; здесь город простирается по обе стороны реки.

IMG_2443.jpg

Однако, объяснение этому у меня есть. В этом месте Тура делает S-образный вираж.



И обрамленный им мыс очень низкий и, по-видимому, заливной. Вот эти откосы вдоль набережной...

IMG_8383.jpg

... явно рассчитаны на сезонные колебания уровня воды в реке. Правда, я был в Тюмени в начале мая - когда еще не везде полностью стаял снег, и полностью высокая вода, по идее, сойти не могла. Однако ничего похожего на паводок не было. Что ж, видимо и за Уралом бывают безводные годы, как у нас последние два. Но уж на левом берегу-то вообще нет никакой набережной. И поэтому, кроме церкви, наверное, там ничего капитального и нет.

DSC07629.jpg

Кончается первая очередь набережной, как я и говорил, у устья Тюменки. Выше по течению, как я уже сказал, скоро будет нечно похожее.

IMG_8471.jpg

IMG_8479.jpg

IMG_8482.jpg

IMG_8489.jpg

IMG_8486.jpg

IMG_8488.jpg

IMG_8487.jpg

Мы вступили в район, отделенный от исторического центра (как географической точки) рекой Тюменкой. Во всех русских традициях этот район называется Затюменкой. По ней мы немножко пройдем в следующей части.

Recent Posts from This Journal

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars