arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Маскоты

DSCF2569.jpg
... или немного городской скульптуры из личного архива.

Не так давно я решил обобщить несколько своих путешествий, написав рассказ об одном типе объектов, которые в наших городах встречаются повсеместно, а именно о водонапорных башнях. Идея такого обзора мне понравилась, и я решил продолжить этот формат, но на сей раз избрать в качестве темы нечто более "туристическое". А именно городскую скульптуру - в последние полтора-два десятилетия наша страна, а также Украина и Беларусь переживают самый настоящий бум - скульптуры в таком формате растут как грибы (чуть ниже по тексту эта идиома проявится в моем рассказе буквально).

Что считать уличной скульптурой? В моем представлении - все скульптурные композиции, которые вписаны в существующий ландшафт. Памятник стоит, как правило, на постаменте. Очень часто вокруг него разбивается лужайка. Иными словами, он представляет собой законченный и обособленный объект городской среды, причем нередко - крупный, выполняющий роль архитектурной доминанты.

Уличная скульптура, напротив, является частью общего ландшафта, не выделяющейся из него. Она стоит на земле (асфальте, брусчатке), на стене, на парапете моста или набережной или еще каком-либо элементе пейзажа. К ней можно подойти - потереть на счастье, сделать рядом селфи. Она, как правило, не обладает крупными размерами. Если это человек, растение или животное, то в рост или чуть больше.

И еще одно отличие заключается в том, что памятники (что следует из названия) чаще всего возводятся в честь конкретных людей (не обязательно реально живущих - бывает и в честь вымышленных), а также событий - например, экипажей геройских кораблей, битв, жертв или ликвидаторов катастроф. А вот прототипами уличной скульптуры становятся обычно люди (и не только люди) абстрактные - представители определенных профессий, социальных слоев и так далее. Хотя, разумеется, в обоих случаях из этих правил имеется сколько угодно исключений.

Я решил обобщить накопившуюся в моем архиве солидную коллекцию фотографий уличной скульптуры и поделиться кое-чем из этой коллекции.

Отдельно я хочу выделить те скульптуры, которые можно назвать маскотами - то есть, выполняющие роль талисмана или символа того населенного пункта, на территории которого они установлены.

Типичным маскотом является скульптурная композиция "Грибы с глазами" в городе Рязани, иллюстрирующая известную поговорку. Очень все мило - в парке, композиция относительно некрупная и совсем не китчево-кричащая.

IMG_8307.jpg

IMG_8309.jpg

IMG_8308.jpg

Иная ситуация в Мышкине - там тема мыши буквально превратилась в фетиш. Мыши в городе (который вряд ли называется в их честь) торчат везде. Местные предприниматели и чиновники от туризма меры не знали явно. "Заставь дурака богу молиться...".

DSCF6993.jpg

DSCF7138.jpg

DSCF7184.jpg

Все это вопрос вкуса. В Казани тоже немало местных символов - Дракона Зиланта, белого барса и кота. А также Шурале. Но это официально ее исторические символы (и персонаж творчества одного из главных татарстанских словесников), а не развесистый новодел.

DSC07302.jpg

2-8 (38).jpg

1-10 (47).jpg

1-10 (103).jpg

IMG_8920.jpg

Точно так же как к месту в Уфе - ее символ, куница.

IMG_4691.jpg

Впрочем, маскоты могут быть не только в формате уличной скульптуры. И тут я тоже приведу два примера - удачный и неудачный.

Первый, удачный - это бык в Энгельсе. Бык, несущий на спине блюдо соли, является символом этого города - спутника Саратова. И изображен на его гербе. А большая скульптура этого быка установлена на одном из городских кольцевых перекрестков. Разумеется, это не уличная скульптура - к ней и не пройдешь. Однако среди жителей бычок прижился. Настолько, что однажды ему на пасху... понятно, что покрасили. Я говорю "однажды" ибо не имею других сведений. Допускаю, что эта традиция тоже могла прижиться.

chetvertaya pachka (15).jpg

А неудачный это памятник Илье Муромцу в одноименном городе. Урод-уродом. Я ничего не имею против абстрактного, сюрреалистического и другого современного искусства. Но если автор заявляет свое направление как реализм, то должен его выдерживать. У этого богатыря мало того, что кулак правой руки больше кулака руки левой, так он еще и больше головы. А самое главное - в этом памятнике нет "былинности". Витязь и витязь. Вообще еще вопрос, имело ли смысл изображать "русского Геракла" в такой статуарной, стандартной позе. Может быть, лучше было поставить композицию, иллюстрирующую какой-либо из его подвигов или других эпизодов из жизни? Например, встречу с каликами, после которой он смог подняться с печи. А с мечом уместнее, на мой взгляд, было бы изобразить полководца, то есть, какого-нибудь из наших князей-героев: Невского, Донского, Пожарского... да мало ли их было!

DSCF8305.jpg

Но вернемся к уличной скульптуре. И снова я подвергну критике один объект из моей коллекции. Это скульптура бурлака в Рыбинске. Стоит (вернее, сидит) бурлак на низком постаменте, посреди общественного пространства и, следовательно, уличной скульптурой вполне может считаться. Но меня он не впечатлил. Процитирую себя: "Прибывающих в Рыбинск "водой" встречает волжский бурлак. Скульптура, конечно, красивая, но на мой взгляд, слишком элегическая - спокойный человек в народной одежде озирает водные просторы. Прям какой-то Садко на Ильмене. Недостаточно раскрыта суть этой чудовищной, просто каторжной профессии". И добавлю - все-таки уличная скульптура должна быть более эмоциональной.

IMG_0187.jpg

IMG_0170.jpg

Точно так же меня не впечатлил и "Тамбовский крестьянин". Крестьянин - это человек труда. А скульптура какая-то прямо парадная. Спина больно прямая.

IMG_7488.jpg

А вот буквально в ста метрах выше бурлака по течению Волги в Рыбинске имееся пример ГЕНИАЛЬНОГО встраивания скульптуры в существующий ландшафт. Это памятник Льву Ошанину - редкий случай, когда в виде уличной скульптуры возведен монумент реальному человеку. Ошанин стоит на набережной, прижавшись спиной к парапету, и смотрит на гуляющих, являясь как бы частью общества. Пять с плюсом!

6 (35).jpg

Такого же балла, на мой взгляд, заслуживают авторы памятника Циолковскому на пешеходной улице Калуги - . Константин Эдуардович стоит на уровне земли, что делает скульптуру демократичной, но смотрит в небо, что возвышает образ самого персонажа и указывает на то направление в науке, которому он посвятил свою жизнь. Хочется посмотреть в небо вместе с ним.

IMG_6102.jpg

Не менее здорово вписан уличный памятник архитектру Артынову в сотворенной им украинской Виннице. Но это ход стандартный.

DSC04626.jpg

А на вокзале в Гомеле отлично сидит на чемоданах Остап Бендер.

IMG_8862.JPG

Но все-таки два наиболее распространенных направления уличной скульптуры - это либо представители городских профессий, либо жанровые сцены из городской жизни. В первом случае скульптуры "на заданную тему" часто устанавливаются на деньги и на территории (или рядом с территорией) соответствующих учреждений. Например, уже упомянутый мной в рассказе о водокачках казанский водовоз.

3-9 (56).jpg

Еще один представитель ЖКХ и еще один рыбинец - водопроводчик.

IMG_0213.jpg

Волга вообще богата на "профессиональные" скульптуры. Вот, например, Большая Покровская улица - "нижегородский Арбат". Здесь есть городовой, чистильщик обуви, купец, почтальон, фотограф...

DSCF2446.JPG

DSCF2448.JPG

DSCF2454.JPG

DSC04311.JPG

IMG_8158.jpg

Тут же и второе направление - городская жизнь: влюбленные, кокетка, коты...

DSC04313.JPG




130 (135).jpg

А вот это памятник "первой учительнице" в Саратове. Название я взял в кавычки потому, что история этой скульптуры напоминает задорновскую хохму про танцующего козачка. На самом деле эта учительница - это только часть большого композиционного монумента Александру II, которая случайно сохранилась и уже через несколько десятилетий после уничтожения "базового" памятника обрела вторую жизнь.

29-10 (27).jpg

Маскот Кимр - сапожник. Кимры не одно столетие были центром обувной промышленности. Что-то сохранилось и по сей день. Тоже Волга.

IMG_361360_fhdr.jpg

А символ города Павлово - это... лимон. Там все выращивают комнатные лимончики.

DSCF2675.jpg

Великолепно оформлена парадная набережная Туры в Тюмени. Тут и купцы, и студенты и кого только нет...

IMG_8367.jpg

IMG_8375.jpg

Там же, около почтамта - почтальонша.

IMG_8661.jpg

Вообще, в Тюмени в смысле скульптуры есть что глянуть. Очень рекомендую посмотреть мой подробный рассказ о ней, а также о расположенном в Тюменской области Тобольске - туристической жемчужине Сибири, где есть, например, вот такой сквер героев Ершова (хотя если присмотреться, можно увидеть Ивана-дурака, разрывающего пасть Коньку-Горбунку).

IMG_9187.jpg

А вот в милой Вязьме - милый лапоть и чУдная автобусная остановка-зонт.

IMG_1989.jpg

IMG_1994.jpg

Целая галерея городских образов в стиле "ретро" имеется в очень хорошеньком Дмитрове - городе, входящем в "большую семерку" подмосковных городов-мастгоу (наряду с Загорском, Звенигородом, Серпуховом, Коломной, Зарайском, а также Можайском вкупе с Бородиным).

IMG_1721.JPG

IMG_1725.JPG

IMG_1736.JPG

IMG_1727.JPG

Очень хорошо с уличной скульптурой дела обстоят в Беларуси. Вот несколько примеров из Минска.

DSCF2798.JPG

Витебска

IMG_4974.JPG

IMG_4939.JPG

IMG_5107.JPG

IMG_5275.JPG

IMG_5283.JPG

Полоцка

DSCF0451.jpg

Орши

IMG_7348.jpg


Могилева

IMG_8828.jpg

IMG_8831.jpg

IMG_9345.jpg

Гомеля

IMG_8888.JPG

IMG_8930.JPG

А вот эта скульптурная композиция "Звездочет" в Могилеве - пример того, как уличная скульптура не просто вписывается, а создает пространство. Скучная пешеходная площадь превратилась в мекку любителей селфи, благодаря звездочету и установленным вокруг него креслам со знаками зодика.

IMG_9092.jpg

IMG_9094.jpg

IMG_9097.jpg

IMG_9089.jpg

Вот мой знак:

IMG_9093.jpg

Ну и до кучи - по мелочи снова из России и не только:

Сухум

IMG_9817img.JPG

Шаховская

IMG_9296.JPG

Киров, который Вятка

IMG_7674.jpg

Венев, кстати о водокачках

IMG_352060_fhdr.jpg

Резюме: в целом мое отношение к уличной скульптуре как к явлению очень хорошее. К хорошей. Если она уместна, со вкусом сделана, то туристической привлекательности добавляет куда больше чем надпись я_сердечко_Москву (Питер, Усть-Кислодрищенск и т.д.) и тем более, чем безликий "Знак в _городе_, рядом с которым все фотографируются". Особенно для небогатого на достопримечательности городка или поселка. Если скульптура передает специфику фольклора или традиций данного населенного пункта - это вообще высший пилотаж. Но как и везде, к этому делу надо подходить с головой! Например, тому же Гродно, самому красивому городу Беларуси, скульптуры такие вообще ни к чему. Он и так великолепен.

А то получится вот такой чернобыльский ликвидатор с расхристанной мотней в Твери и такими же как у Муромца, огромными разными руками. Стыдно и обидно за этих людей - настоящих героев нашей страны.

IMG_9500.jpg

И да, если кто не понял, то я рассказывал только о тех объектах, которые сам видел и снимал. Разумеется, тема уличной скульптуры в СНГ ими не отнюдь не ограничивается, поэтому фотогалерея:


Tags: travelling, путешествия, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments