arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Categories:

Фотография — от чайника для чайников, личный опыт. Часть первая-2.



Предыдущие главы

1.4. Зеркалка или беззеркалка?

Как мы уже разобрали, качество кадра зависит от размера матрицы и размера оптики. Это не единственные факторы, но их суммарный вес превышает 90%. Тем, кто интересуется качественной фотографией, современный рынок предлагает зеркалки и беззеркалки.

Разница межу ними — в принципе работы.

В зеркалке световой поток, проходя через объектив, под углом в 90 градусов преломляется зеркалом вверх и устремляется в пентапризму, где раздваивается. Один «луч» уходит в окуляр видоискателя, то есть, к нам в глаз, второй — в узел, где стоят экспозамер и механизм фокусировки. При неполном нажатии на кнопку спуска первый определяет (или подсказывает, если снимаем в ручном режиме) экспозицию, второй — расстояние для объекта съемки. При полном — зеркало уходит, и луч напрямую попадает на матрицу.

В беззеркалке (что исходит из названия) зеркала нет. Луч попадает сразу на матрицу, как это бывает в мыльницах. И уже сигнал с матрицы, а не сам световой поток, анализируется экспозамером и автофокусом. Видоискатель в беззеркалках бывает, но так же, как и в любых других мыльницах, он электронный. То есть, представляет собой небольшой дисплей, куда может транслироваться та же картинка, что и на основной.





ВАЖНО
Я отнюдь не хочу сказать, что у беззеркалок и мыльниц видоискатель бесполезен. Очень полезен - он обеспечивает удобство при самых разных режимах съемки. Более того, электронный видоискатель позволяет выводить на него, как на дисплей, различную информацию о съемке.

Почему же «беззеркалки» из мыльниц выделены в отдельный класс фототехники и получили свое название? Для того, чтобы в нем прозвучало слово «зеркалка». Это маркетинговый ход, основанный на преднамеренном противопоставлении этих двух типов фототехники. Точно так же, как лет пять назад всякий мало-мальски большой и мощный смартфон производства не Apple называли «Убийцей "Айфонов"».

Дело в том, что у беззеркалок такая же, как и у зеркалок большая (или чуть поменьше) матрица и такая же возможность установки сменной оптики. Оптика с зеркалок им не подходит, но у лидеров рынка (а им пока является Sony) уже имеется широкое предложение объективов высокого качества, как собственного, так и стороннего производства.

ВАЖНО
Беззеркалка способна обеспечить такое же или почти такое же качество съемки. И позиционируется как упрощенный, более удобный в использовании аналог!

Но в чем же тогда разница? И что лучше?

Разница есть. А вот лучшее, в данном случае, выбрать нельзя. Как и в прошлой главе, выбор должен определяться кругом задач, под которые приобретается камера. А я перечислю плюсы и минусы обоих типов техники.

Зеркалка:
Плюсы: Минусы:
Заряд.
ВАЖНО
Зеркалки - это наиболее энергоэффективный класс фотоаппаратов. Крупный размер позволяет использовать емкие аккумуляторы. А ручной зум и то, что матрица включается только в момент съемки, серьезно экономит батарею. Лично я в походе могу 4-5 дней снимать на любительскую зеркалку без подзарядки. Это сотни кадров, сделанные с аккумулятором емкостью в 700-800 mah. Смартфон с такой батареей сел бы часов за пять.
Эргономика.
Любая зеркалка - это, фактически, профессиональное оборудование. Различия между профессиональными и любительскими зеркалками определяют лишь круг возможностей. Общие принципы работы, управления, конструкции у них одинаковые. Более того, человек, не имеющий опыта работы с «зеркалом», вряд ли отличит любительскую зеркалку от профессиональной.
И любая зеркалка требует навыков. Автоматический режим в зеркалках, конечно, есть, но он плохой - так, в качестве довеска. Зеркалка не предназначена для съемок в авторежиме.
К тому же у зеркалок фактически нет такого понятия как дизайн. С момента появления первых автоматизированных пленочных зеркалок, ничего в их внешнем виде не изменилось. Лишь самые дешевые модели иногда выпускаются в разном цвете. Но объективы-то все равно черные...
Фокус.
Точечная фокусировка (ф) точнее и быстрее контрастной (ф), которая используется в мыльницах и беззеркалках. Скорость важна при съемке движухи, а точность - при «оперативном» портрете.
В студии эта проблема менее актуальна – там есть время и возможность сделать много «дублей».
Скорость.
Между кадрами зеркалки думают меньше. И серии кадров на них получаются лучше.
А для репортажа это важно. Групповую фотографию, на которой никто не моргнул, не зевнул и не отвернулся, снимать надо обязательно серией.
Размер и вес. Цена.
Без комментариев, тут все ясно. За качество надо чем-то платить.
Аксессуары.
Зеркалки появились раньше. И специализированных аксессуаров для них наделали больше. Плюс к ним, как правило, чаще оказываются пригодны аксессуары от пленочных аппаратов, а также от цифровых зеркалок других систем. При мне мужик снимал на Никон моей вспышкой от Кэнона.
Механический привод.
В зеркалке есть движущиеся части - это зеркало и затвор. Их пробег - это износ фотоаппарата. Они делаются очень надежно, рассчитываются на десятки тысяч кадров. Но все-таки... И да, тоже добавляют размера и веса.

Беззеркалка:

Плюсы: Минусы:
Дизайн и эргономика.
Беззеркалка - это все-таки прокачанная мыльница со всеми вытекающими. Это потребительская техника. Ее управление интуитивно понятно. На нее надо снимать через экран. У нее ЕСТЬ дизайн.
Заряд.
У беззеркалки матрица при съемке работает всегда. И много жрет. К тому же к некоторым беззеркалкам производители предлагают объективы с автоматическим приводом зума. Что явно делается для пользователей мыльниц, привыкших к зуму "кнопками", но убивает одно из важных преимуществ - ведь ручной зум намного быстрей и точней приводного. К тому же, усиливается нагрузка на батарею. И сами батареи из-за стремления сделать аппарат компактнее, очень небольшие. Поэтому, например, в камерах серии Sony Alpha Nex мне батареи может и на один день активной съемки не хватить. К счастью, у некоторых беззеркалок, как у мобильников, есть возможность перезарядки по USB-проводу. У зеркалок такого нет.
Размер и вес.
Беззеркалка крупней, чем неразъемная мыльница. Из-за большой матрицы и сменного объектива. Но намного меньше зеркалки. НАМНОГО.
Быстрота и фокус.
В этом смысле беззеркалки занимают промежуточное положение. У них вся электроника работает быстрей, чем у мыльниц, но медленней, чем у зеркалок.
Китовая оптика
Объектив, идущий в комплекте с беззеркалкой, по качеству бывает выше, чем объектив, идущий с зеркалкой. Это основано на психологии покупателей беззеркалки – из них гораздо больший процент в принципе не задумывается о двух и более объективах.
Безопасность
Актуально для тех, кто использует несколько объективов. У зеркалки матрица защищена зеркалом. А у беззеркалки - не защищена ничем. Поэтому, если регулярно менять объективы, то вероятность подцепить на матрицу пыль / грязь / снежинки / дождинки и тополиный пух несколько выше.
Меньше аксессуаров.
Но это скоро выровняется.

Резюмируя все вышенаписанное, скажу:

Для портретов, интерьеров и пейзажей — то есть, для статичной съемки, беззеркалка зеркалке не уступит почти ничем. А заодно сэкономит вам не только деньги, но и место в багаже.

А вот для движухи — спорта, споттинга или репортажей — альтернативы зеркалке пока еще нет. Не помешает зеркалка и в долгом "автономном плавании", так как заряд держит в разы лучше. И, наконец, на зеркалке лучше УЧИТЬСЯ ФОТОГРАФИРОВАТЬ, в том числе, используя различную ретрооптику и другие аксессуары.

Но к прочтению следующей главы я приглашаю всех, вне зависимости от того, что вам больше подходит — зеркалка или беззеркалка.

КСТАТИ
К вопросу о дизайне. На первом фото изображены любительские зеркалки с китовыми объективами трех ведущих производителей:

зеркалки.png

На втором — древний профессиональный аппарат Canon EOS-1n, один из прародителей современных зеркалок.

Посмотрите, многое ли изменилось с той поры? Вообще ничего, по-моему. Кстати, практика показывает, что подобная косность в отношении дизайна и инноваций зачастую идет во вред вендорам. Рано или поздно перед производителями зеркалок возникнет дилемма — развивать свой продукт или уходить с рынка. Но время, судя по всему, будет уже упущено. Иначе бы уже давно надо заниматься не только новыми технологиями, но и новым дизайном. При сохранении, разумеется, совместимости со старой оптикой, вспышками, флешками, аккумуляторами и так далее.

А вот на этом рисунке разные беззеркалки, чуете разницу? Они действительно разные:

1.5. Выбор фотоаппарата.

С зеркалками все намного проще, чем кажется. Зеркалку можно брать любую, на которую денег хватит. Для человека, который делает первые шаги в фотографии, а тем более, для человека, который этими шагами планирует ограничиться, достаточно возможностей любого, даже самого начального фотоаппарата.

Если говорить о Canon, то у него классификация следующая:


  • Профессиональные фотоаппараты имеют в названии ОДНУ цифру. Например, Canon 5D. Эти фотоаппараты отличаются большой матрицей с кроп-фактором равным 1. Что означает, что ее диагональ равна диагонали пленочного кадра нашего привычного формата 135 (Ф). То есть, 36×24 мм. Того самого, которым мы все пользовались до начала 2000-х годов. У таких аппаратов свое собственное байонетное крепление (то есть, «розетка для вставки объектива», (Ф)) типа EF. К нему подходят только профессиональные объективы.

  • Все остальные фотоаппараты Canon имеют байонет EF-S, к которому подходят ЛЮБЫЕ объективы — и профессиональные EF и любительские EF-S. Таким образом, купив самый дешевый аппарат, вы все равно получите возможность использовать самую продвинутую оптику. Почему это важно, я объясню в следующей главе.

  • Кроме того, все непрофессиональные зеркалки Сanon имеют кропнутую (то есть, с кроп-фактором менее единицы) матрицу. Кроп-фактор у них — 1.6. Это значит, что диагональ матрицы в 1,6 раза короче диагонали кадра пленки формата 135. Исключение - модель EOS 7D, она - тоже кропнутая, несмотря на одну цифру.

  • При этом между собой непрофессиональные аппараты различаются так: полупрофи имеют ДВЕ цифры в названии (40D, 50D, 60D и. т. D.), любительские — ТРИ (350D, 550D, 700D), а камеры эконом-уровня — ЧЕТЫРЕ (1000D, 1100D, 1200D).

  • На вид профессиональные и полупрофессиональные камеры отличаются бОльшими размерами (особенно профессиональные), а также наличием двух колесиков и двух дисплеев — помимо главного, цветного, у них есть вспомогательный — около кнопки спуска, справа от «башмака», то есть, крепления для вспышки. А второе колесо расположено в районе кнопок основого меню. Второе колесо и второй экран упрощают работу в ручных режимах, о которых мы с вам попозже поговорим.

ВАЖНО
Тут тоже есть лайфхак. По физическому размеру матрицы у аппаратов всех трех непрофессиональных серий одинаковые. Поэтому Canon иногда матрицу с полупрофессионального аппарата поколения X потом ставит на любительский поколения X+1, а потом — на экономный, поколения X+2.

Пример: 18-мегапиксельная матрица от Canon 60D через какое-то время оказалась на 600D, а еще через пару лет — на 1200D, чем я и воспользовался. На прошлой работе у меня корпоративного аппарата не было. Поэтому я снимал на свой 60D. Со временем он состарился и умер, а я перешел на новую работу. Тут у меня корпоративный аппарат есть. Целый 70D. А себе я купил 1200 c матрицей от любимого 60-го. Это для тех, кому неохота тратить деньги на функции, которые не понадобятся никогда.

Возникает вопрос: а есть ли принципиальная разница между двух-, трех- и четырехзначными аппаратами?

Разумеется, есть. И чтобы ее объяснить, я снова, вместо того, чтобы лезть в теорию, расскажу о своих личных наблюдениях.

У меня — две зеркалки. 1100D и 1200D. Несмотря на то, что они представляют одну серию, 1200 — аппарат существенно более высокого класса. Это ощущается во всем, даже во внешнем виде: материалы корпуса, размер дисплея... Плюс, как я уже сказал, матрица от полупрофессионального 60D. В каких же случаях я использую 1100, а в каких 1200?

Тут можно сделать лирическое отступление.

В моем понимании любители от профессионалов отличаются тем, что любители фоткают то, что хотят. Выходит из дома, смотрит на погоду и решает: пойду снимать деревья / собак / поезда / небо / архитектуру.

А профессионал cнимает то, что надо. К примеру, с утра ему говорят: «сегодня Путин приедет на наш Заборостроительный завод. Сними для первой полосы». И то, что на этом заводе последнюю лампочку украли, когда сам Путин еще в школе учился, это проблема фотографа. И то, что просто так к Путину (Медведеву, Собянину и т. д.) с фотоаппаратом близко не подойдешь — там свои фотографы есть — тоже проблема фотографа.

Или, скажем, свадьба. Кого волнует, что там низкий потолок с черными обоями и зеркалами на стенах? Ты сними!

Вот, в зависимости от подобных моментов, я и выбираю, какой аппарат взять с собой.

1100D — старая, дешевая и примитивная. У нее всего 12 мегапикселей. И она не может давать серию длиннее, чем из четырех кадров. И ISO400 для нее — это «компромисс».

Но если я езжу в путешествия, то больше мне и не надо. Все равно, фотографии из своих путешествий я вывешиваю с разрешением в 2000 точек. И серию снимаю из ДВУХ кадров — на случай, если вдруг на одном рука соскользнет. И ISO 400 в путешествии тоже хватает.

А вот если я снимаю по работе... То тут высокое разрешение нужно для того, чтобы, при необходимости кадрировать снимок. Высокое ISO нужно для того, чтобы снимать, если с освещением будет совсем каюк. Ну а серийная съемка — это я уже объяснил. Чтобы избежать открытых ртов и закрытых глаз. Тогда беру 1200D с матрицей, как я уже рассказал, от 60D.

Так что, если вы планируете снимать в хороших условиях, берите аппарат подешевле. А если в разных, то подороже. Вот и все.

А что касается марки фотоаппарата, то я рекомендую Canon, Nikon или Sony. Это три лучших производителя зеркальной фототехники, занимающие 99% рынка.

ВАЖНО
Еще один момент — это поворотный дисплей. Тот случай, когда «и на «е» бывает, и на «ё» бывает». Вещь полезная для а) видео, б)репортажей, в) селфи, г) штативной съемки. Но не критичная. Жить без нее можно. Если денег хватает, купите аппарат с поворотником. Если нет — то и фиг с ним.
Примеры использования поворотного дисплея:


ВАЖНО
Беззеркалок это все касается в той же степени. Но там есть еще один момент. Лучше брать аппарат с кроп-фактором 2 и меньше. Потому что если матрица будет маленькой, то преимущество по качеству над обычными мыльницами тоже будет небольшим.

Тут, что касается производителя, то мне лучшими представляются беззеркалки Sony. Кроме них я рекомендую выбирать технику производства таких фирм, которые специализируются не на электронике в целом, а именно на оптике и фототехнике (а также оргтехнике, так как сканер, например, это по сути — тот же цифровой фотоаппарат). Иными словами, Olympus или Pentax я бы предпочел SamsungУ или PanasonicУ.

В общем, с камерой определились. Но к ней нужна еще и оптика. Об этом - в продолжении.
Tags: обучение фотографии, фото, фотография
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments