arnyfrazer (arnyfrazer) wrote,
arnyfrazer
arnyfrazer

Category:

Фотография — от чайника для чайников, личный опыт. Часть первая-4.

Теперь пора систематизировать все вышенаписанное и постараться, наконец, ответить на вопрос:

1.6. Как выбирать объектив?



Главное правило, которое стоит помнить при покупке объектива, очень похоже на правило из главы 1.3 о выборе между зеркалкой и мыльницей: «универсальность и качество — это вещи несовместимые». В данном случае оно означает вот что: чем выше диапазон зума, тем хуже качество снимков. В частности:


  • Трэвельник, объектив с зумом от 8 крат, обеспечивает самую слабую картинку. Конечно, она будет лучше, чем у любой мыльницы, но хуже чем у профильных, более узкоспециализированных объективов.

  • Самое четкое изображение и самую высокую светосилу имеют фиксированные объективы, «фиксы», то есть, объективы без зума. Зум-объективы, как правило, имеют отверстие до 2.8, тогда как «фиксы» бывают со светосилой в 2 и меньше. Есть одно исключение — объектив Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art Canon EF-S, но он дорогой и его пока не хвалят — технология новая, неосвоенная. В будущем, возможно, такие объективы станут массовыми, и тогда мне придется переделывать всю эту писанину. Но это время еще не пришло!

ВАЖНО
В марке каждого объектива всегда указаны и фокусное расстояние, и максимальная диафрагма. А также другие характеристики, но тут у каждого производителя свое обозначение. Пример:

Еще несколько правил.

Профессиональные зум-объективы, как правило, имеют меньший зум, чем любительские такого же типа. Связано это с рядом причин:

  • все объективы в процессе разработки выверяются по одной точке, где дают максимально качественную для себя картинку. Чем больше зум, тем дальше от этой точки находится противоположная — тем более может снижаться качество. Именно поэтому самую слабую картинку дают трэвел-объективы с большим фокусным расстоянием. За эту информацию благодарю Александра Ведарева, фотографа и фотопедагога.

  • для объектива с большим зумом нельзя сделать одинаковую на всем диапазоне максимальную светосилу. Именно поэтому, если у любительских штатников она может варироваться от 2.8 — 3.5 на широком конце до 4 — 5.6 на длинном, то у трэвельников может достигать 6.3. Разница видна на примере на изображении выше. Такая светосила на большом зуме актуальна только для дневной уличной съемки (об этом мы поговорим, когда будем рассматривать съемку в ручном режиме во второй части).

Поэтому профессиональные объективы, в подавляющем большинстве случаев, имеют зум от 2 до 4 крат, тогда как любительские бывают десяти и даже пятнадцатикратными. Поэтому фотографы-профи, если им нужен большой диапазон, берут с собой два или даже три объектива. А профессиональных трэвельников, как я уже говорил, вообще не бывает.

И вот настала пора обобщить все сказанное и определить, какой объектив покупается для какого типа съемки.

Если вы хотите куда-то часто ездить и брать с собой один объектив, то конечно покупайте тревельник. Собственно, поэтому он так и называется. Для прогулок днем его возможностей хватит. А ночью... ну будете учиться снимать со штатива. Об этом мы поговорим во второй части.

Если же вы готовы использовать два и более объективов, но хотите иметь недорогую и нетяжелую оптику, то я рекомендую такой комплект: кит или любой другой штатник любительского уровня (см. картинку в главе 5.1), любительский телевичок и нормальный светосильный объектив для души. Например, так:



В разных случаях вам достаточно будет двух объективов. В путешествии — кита и телевика, на вечеринке — кита и полтинника, а, например, на утреннике у ребенка — нормаля и телевика.

ВАЖНО
Общее примечание к двум предыдущим пунктам:

Помимо самого низкого среди всех разновидностей сменной оптики качества фотографий, трэвельные объективы имеют еще один недостаток. Это непомерная, на мой взгляд, цена. Вот простейший пример: начального уровня китовый Canon 18-55 3.5-5.6 старых серий (но не подержанный) на данный момент (декабрь 2015 года) можно приобрести примерно за 3500 рублей. А «следующий» за ним телевик 55-250 (см. предыдущую картинку) — еще за 7500. А вот перекрывающий их трэвельник стоит от 18 тысяч. Существенно?

Подобная переплата — как раз за универсальность. Аналогично ноутбук стоит дороже, чем аналогичный по мощности стационарный компьютер, а видеодвойка (если кто помнит) — дороже, чем телевизор и видеомагнитофон.

Поэтому я рекомендую купить ДВА объектива. Мы ведь уже выяснили, что более узкоспециальная оптика по качеству выше. Это справедливо и для самых бюджетных решений.

ВАЖНО

Повторюсь, покупать трэвельник имеет смысл лишь самым упертым походникам, у которых в рюкзаке на счету каждый грамм и кубический сантиметр. Я в такую ситуацию тоже попадал.

Для бытовых целей (дети, дачи, пьянки) ДАЖЕ КИТ лучше трэвельника. Качество такое же, зато цена, размеры и масса намного меньше. Особенно хорош новый кэноновский кит, серии STM. Он намного лучше предыдущих.

А тем, кто планирует интересоваться больше самим процессом фотографирования, не надо остерегаться необходимости носить с собой два объектива. Это нормально! Да и в долгом походе, если с одним из объективов что-то произойдет, то уж с двумя-то вряд ли. Решайте, как говорится, сами. К тому же бюджетная оптика компактная и весит обычно немного — хотя бы из-за тех же пластиковых стекол.Если же вы хотите учиться качественной съемке, не бояться плохой погоды, сумерек и искусственного освещения, то тем более выбирайте комплект из трех-четырех объективов, но уже более высокого уровня.



ВАЖНО
Родная профессиональная оптика стоит больших денег. Так что не нужно бояться приобретать оптику сторонних производителей. Объективы — это не мобильники. Левые китайцы их не делают. Качество и Sigma и Tamron, и, например, Tokina, обеспечивают для непрофессионала очень приличное. А вот денег на них вы можете сэкономить много! К тому же если Canon выпускает объективы профессионального класса серии L в диапазонах фокусных расстояний, актуальных только для полноформатных камер (это мы рассмотрели в разделе про штатные объективы), то та же Sigma делает две параллельных линейки профиоптики (серия EX). Например, штатник для фулл-фрейма, 28-70 2.8 e. x., и для кропа — 17-50 2.8 e. x. Отличный, к слову, объектив. Лично я в работе использую вот такой комплект:

Не стоит гнушаться и подержанной оптикой. Профессиональная фототехника, как, допустим, автотранспорт, рассчитана на достаточно долгий срок службы и изготавливается крайне качественно. Я в свое время купил за 3000 рублей на «Авито» или «Молотке» объектив Canon EF 35-135 4-5.6 USM еще пленочной эпохи, снимал на него с удовольствием года три и успешно продал за те же деньги. Потом я вновь встречал его на подобных сайтах. До сих пор жив, старик.

А вот любительскую оптику лучше брать родную. Там и разница в цене не такая существенная, и есть еще один момент, важный для неопытного фотографа, о котором я расскажу, когда буду писать о съемке в ручных режимах.

Ну а если уж вы планируете учиться высокохудожественной съемке, обязательно заведите себе несколько фиксов, то есть, объективов с постоянным фокусным расстоянием — пару нормальных (например, 35 и 50 или 28 и 40 миллиметров), портретник (допустим, 85) и телевик (>100).

ВАЖНО
При этом во всех случаях, кроме первого, штатный объектив в хозяйстве должен быть всегда. Хотя бы китовый!

Еще один совет. Если фотоаппарат можно брать сколь угодно экономный, то на качественную оптику, если есть возможность, потратиться не жаль — работа с такими объективами — это настоящее удовольствие и +500 к самооценке.

Во-первых, потому что само качество выделки стекол у таких объективов выше. А вот чем еще профессиональный объектив существенно отличается от любительского:


  • у него существенно меньше хроматические абберации (ф) и дисторсии (ф) вплоть до полного отсутствия

  • он дает четкую и контрастную картинку даже на широко открытой диафрагме (разумеется, в пределах зоны резкости).

  • у него максимальное диафрагменное число неизменно на всем диапазоне зума. В сложных условиях съемки, когда светосила стоит на пределе, это очень важно.

  • он хорошо снимает против солнца.он быстрее и точнее фокусируется, что актуально при съемке движущихся предметов и многое другое.

Профессиональный объектив с любительским не спутаешь не только из-за разницы в цене — он всегда имеет свою маркировку. У Canon, например, это буква L и красное кольцо на оправе (Ф). А вот у Sigma — буквы EX и золотое кольцо (см предыдущие картинки).

Еще чуть более конкретизирую и расскажу, в каких целях лично я использую объективы, которые у меня есть или были в течение долгого времени:

Марка Тип Круг задач
Sigma 50-150 2.8 Телевик Портреты, площадные мероприятия, споттинг (съемка транспортных средств в движении), сценические представления
Sigma 17-70 2.8 Штатник Любые репортажи, композиционные кадры, ростовые портреты.
Canon 18-135 3.5-5.6 Трэвельник Туристические походы, прогулки по городу.
Canon 50 1.8 Нормальный светосильный объектив Репортажи при плохом свете, портреты, видеосъемка
Sigma 10-20 3.5 Ширик Пейзажи в городах с плотной или многоэтажной застройкой, репортажи
Canon 35 2.0 Нормальный светосильный объектив Репортажи при плохом свете
Canon powershot sx50 hs Мыльница-ультразум Споттинг, путешествия, пейзажи

А вот, какой комплект объективов я беру в конкретных ситуациях:

Вид съемки Список объективов
Прогулка по городу Трэвельник Canon 18-135 3.5-5.6
Споттинг Трэвельник Canon 18-135 3.5-5.6
или
мыльница Canon powershot sx50 hs
или
штатник Sigma 17-70 2.8
плюс
телевик Sigma 50-150 2.8     
Уличный репортаж Штатник Sigma 17-70 2.8
плюс
телевик Sigma 50-150 2.8
Репортаж в помещении штатник Sigma 17-70 2.8
плюс
нормал Canon 50 1.8
плюс
ширик Sigma 10-20 3.5
Съемка сценической постановки, концерта штатник Sigma 17-70 2.8
плюс
телевик Sigma 50-150 2.8
плюс
ширик Sigma 10-20 3.5
Портреты штатник Sigma 17-70 2.8
плюс
нормал Canon 50 1.8
плюс
телевик Sigma 50-150 2.8    

Есть у меня и более узкоспециализированные объективы, в том числе, и советского производства, например, тот же фишай, но о них я расскажу во второй части — к обязательной такая оптика не относится, это все для удовольствия.

ВАЖНО

Все написанное в этой главе справедливо и для беззеркалок. Для них бывают точно такие же киты, трэвельники, телевики и фишаи. Вот, например, подобный комплект для аппаратов серии Sony Alpha — лучших, на мой взгляд, беззеркалок, представленных на современном рынке:



Заключение по первой части
Итак, всем, кто осилил всю мою писанину, надо сесть, прикинуть, что именно вы будете снимать, и бежать в магазин за фототехникой. А что с ней делать потом, узнаем во второй части. Там мы решим:

  • нужно ли снимать в ручных и полуавтоматических режимах, и как этому учиться,

  • как пользоваться вспышкой,

  • стоит ли учиться снимать со штативом,

  • как в домашних условиях сделать оснастку, которая заменит профессиональное оборудование,

  • для чего нужен формат RAW,

  • что брать с собой в путешествие.

Приятного чтения!

Tags: обучение фотографии, фото, фотография
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments