?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассказ о поездке – это блюдо, которое имеет смысл подавать холодным.

IMG_1778_renamed_25047.jpg



В последние выходные марта я побывал в Курске и Орле. Почему именно в них? Да просто так. Захотелось погулять по городам, большим, но незнакомым. И чтобы поездка получилась экономной. Курск, а тем более, Орел от Москвы находятся недалеко, и если в Курск я добирался ночным поездом, то обратно – вечерним сидячим «Москва-Белгород», попутно постебавшись над ценовой политикой нашего РЖД

Скажу так: несмотря на то, что в Орле я был в ясную погоду, а в Курске – в пасмурную, Курск мне понравился больше. Попородистее что ли этот город.

IMG_2027.jpg

А о большом и интересном городе за день рассказа не соберешь. Поэтому буду рассказывать об основных объектах, которые я себе наметил посмотреть. Так я писал о зимней Карелии.

Первый из них – это мемориальный комплекс «Курская дуга», расположенный на въезде в город с севера, то есть, со стороны Орла и Москвы. Вообще, оба объекта, которым будет посвящена эта глава, находятся далеко от исторического центра города, поэтому рано утром мне пришлось сделать по городу солидный крюк. Это при том, что на осмотр Курска я себе напланировал меньше дня – ночевал я уже в Орле.

А комплекс «Курская дуга» я выбрал для старта, потому что это не музей с часами работы – туда можно было поехать в любое время. Так что сойдя с поезда и осмотрев вокзальную площадь, я оперативно направился на трамвай. Вокзал, кстати, напоминает смоленский, ржевский и вяземский. Тем, что он тоже выстроен в победной стилистике.

IMG_1759_renamed_13262.jpg

IMG_1764_renamed_30332.jpg

IMG_1774_renamed_22204.jpg

IMG_1776_renamed_13896.jpg

IMG_1781_renamed_12789.jpg

IMG_1785_renamed_31458.jpg

IMG_1786_renamed_26588.jpg

IMG_1767.jpg

IMG_1769.jpg

На трамвае я добрался до перекрестка трех крупных улиц – Перекальского, Маркса и Ленина. Это место называется, по одной из улиц, площадью Перекальского. Площадь представляет собой так называемый плоскостной транспортно-пересадочный узел общественного транспорта Курска, откуда уходят маршруты в северную, заречную (за рекой Тускарь, притоком Сейма, где вокзал) и центральную (а через нее – еще и в восточную) части города.

Давно заметил, что во всех наших городах, где нет метро, даже очень больших, как Курск, есть места, откуда ходит общественный транспорт по всем направлениям. И если сесть не на тот маршрут, то можно уехать сколь угодно далеко от того места, куда тебе надо, в том числе, и в противоположную сторону. Особенно это касается маршруток – на них часто пишутся названия не улиц, а микрорайонов и исторических мест, а вот номера пишутся не всегда. И разбираться во всей этой топонимике может только абориген. Но мне, к счастью, было надо на троллейбус - их, как правило, ограниченное количество.

IMG_1817_renamed_15918.jpg

Правда, я немножко прошелся вдоль улицы Маркса, чтобы сфотографировать Успенско-Никитскую церковь на Никитском кладбище. И сел в троллейбус на Московской площади.

IMG_1843_renamed_4503.jpg

Через какое-то время улица Карла Маркса меняет название на Проспект Победы и это явно связано с выбором места для установки мемориального комплекса. Сам он установлен в новом, окраинном районе города и тянется в длину на несколько кварталов. Центром комплекса является мемориальная Георгиевская церковь (название явно связано с Жуковым). В сторону центра от нее – выставка советской техники. Все стандартно, но количество экспонатов совсем не малое. Хотя забавно смотрятся пушки, направленные на церковь.

IMG_1849_renamed_14977.jpg

IMG_1854_renamed_1297.jpg

IMG_1853_renamed_17678.jpg

IMG_1856_renamed_24241.jpg

IMG_1861_renamed_18135.jpg

У "тридцатьчетверки", похоже полетел правый ленивец. И теперь прославленный танк припадает на переднюю лапу. К слову, в Курске даже мне, проведшему в городе всего день, встретился еще один такой же танк и один танк-памятник другой модели.

IMG_1862_renamed_11525.jpg

IMG_1855_renamed_9402.jpg

IMG_1867_renamed_28317.jpg

IMG_1850_renamed_9936.jpg

Вот с этим я не соглашусь никогда. Ну ни разу Сталин не полководец. Более того, в моем представлении даже вопрос того, насколько эффективно Сталин управлял страной в целом, в том числе, в годы войны, дискуссионный. Лично я считаю, что как минимум, недостаточно эффективно. А уж словосочетание «Сталин-полководец» для меня звучит вообще примерно как «Ельцин-экономист». Вообще, я крайне негативно отношусь к «ренессансу Сталина», в том числе, потому, что мне намного ближе Ленин. Ну и потому, разумеется, что я не считаю то хорошее, что Сталин сделал для страны, оправданием того плохого, что он совершил. Впрочем, это не тема для рассказа о Курске.

IMG_1848_renamed_6906.jpg

А вот и объяснение, почему именно это место. Вечная память.

IMG_1875_renamed_8310.jpg

В сторону окраины – памятники: опять же Жукову, Триумфальная арка (тоже с Георгием Победоносцем, который тут, разумеется, никакого отношения не имеет к Москве, в отличие от колонны в Нижнем Новгороде), Вечный огонь и стела «Город воинской славы». Я как-то привык называть такие стелы «медведевскими»: мне казалось, что звание «Город воинской славы» учредил именно Д.А.М. Однако стела в Курске датирована 2007-м годом. Значит, Путин. Хотя, может и Медведев в ранге тогдашнего Премьера. Стела, как и положено, типовая, только по краям расположены рельефы с привязкой к Курской битве.

IMG_1912_renamed_14740.jpg

IMG_1906_renamed_26965.jpg

IMG_1903_renamed_18030.jpg

IMG_1905_renamed_21228.jpg

IMG_1899_renamed_23857.jpg

IMG_1901_renamed_10887.jpg

IMG_1897_renamed_4265.jpg

IMG_1892_renamed_24152.jpg

IMG_1887_renamed_28725.jpg

IMG_1886_renamed_32383.jpg

IMG_1888_renamed_1243.jpg

IMG_1885_renamed_8915.jpg

IMG_1884_renamed_28932.jpg

IMG_1878_renamed_17051.jpg

IMG_1881_renamed_14634.jpg

IMG_1882_renamed_5680.jpg

Через дорогу – трибуна. Из этого можно сделать вывод, что тут проводят парады.

IMG_1889_renamed_8604.jpg

В целом комплекс неплохой. Такая местная «Поклонная гора». Если кто помнит, на Поклонке в 1995 году тоже проходил парад техники.

Все фотографии:




Там же рядом – остановка, на которой я возвращаюсь обратно в заречную часть города. Там – вторая цель поездки, трамвайный музей. Если бы мой поезд приехал попозже, я бы сразу направился в музей; от вокзала близко. Но ведь в музей не пойдешь в 8 утра. Отсюда такой зигзаг по городу. К слову, посещение музея бесплатное, но по созвону. Хранитель музея, как я понял, это бывший сотрудник трамвайного депо на пенсии.

Схема – реальная, из троллейбуса. Сфоткал для памятки.

IMG_1914_renamed_26536.jpg

На трамвай в заречную часть города я пересаживался снова на площади Перекальского. В самом деле, узел.

Курск вообще мне понравился еще и тем, что это трамвайный город. Лично мне это всегда приятно. И абсолютно непонятна логика властей тех мегаполисов, где нет метро и одновременно ликвидируется электротранспорт. При всех своих недостатках трамваи и троллейбусы имеют важное достоинство - стабильность. Само по себе их наличие как-то успокаивает пассажиров, придает уверенности в том, что запасной вариант, не самый быстрый, но регулярный, надежный, малоаварийный, вместительный и недорогой у них всегда есть!

IMG_1829_renamed_20432.jpg

IMG_1789_renamed_26331.jpg

IMG_1801_renamed_1750.jpg

Неприятным стало то, что народа в трамвае было, что называется, не продохнуть. Особенно плотно стало тогда, когда на остановке у Введенской церкви влезли старухи, видимо, эту церковь посещавшие.

IMG_1795_renamed_12804.jpg

А вот – забор депо. В музей надо ходить с паспортом – объект режимный. До музея проводят охранники. Снимать на территории нельзя. Внутри в музее, разумеется, можно.

IMG_1916_renamed_28932.jpg

Музей не такого типа, как в Нижнем – это музей «зальный», тут детали, документы и модели. Но музей интересный, большой. И, кстати, трамвайным я назвал его зря – это «Музей курского городского электротранспорта», то есть, он рассказывает заодно и об истории курского троллейбуса. Трамвай в Курске запущен в 1898 году, троллейбус - в 1972.

IMG_1918_renamed_31362.jpg

IMG_1922_renamed_18565.jpg

IMG_1926_renamed_3088.jpg

IMG_1927_renamed_4689.jpg

Атака веером:

IMG_1933_renamed_13787.jpg

IMG_1934_renamed_2463.jpg

IMG_1930_renamed_28976.jpg

IMG_1942_renamed_17215.jpg

Зато тут есть тренажеры кабин, где можно сделать селфи.

IMG_1946_renamed_30199.jpg

Вот этот человек – Александр Настенко, заведующий музеем. Как видите, музей пользуется интересом. Мне в этом смысле повезло. Александр Витальевич рассказал, что ради меня одного он бы в субботу в депо не поехал.

IMG_1954_renamed_13875.jpg

А вот этот человек все это прошел, сфоткал и написал. До встречи в следующей главе, в которой мы погуляем по улицам Курска.

IMG_1962_renamed_22632.jpg

Все фотки из трамвайного музея:


Comments

( 2 comments — Leave a comment )
javamneveru
Jul. 22nd, 2016 10:52 am (UTC)
Неточность
Курск никогда не был городом-героем. Только звание Города Воинской Славы.

Ну и храм там явно не в честь Жукова назван, т.к. Г.К. Жуков ну никак не мог быть причисленным к лику святых.
arnyfrazer
Jul. 22nd, 2016 10:55 am (UTC)
Re: Неточность
Согласен, Курск не ГГ - это я проглядел.
Что касается церкви, то разумеется, она не посвящена впрямую Жукову, но освящена по Георгию в его честь. Это в царской России была повседневная практика, когда ставили церкви в честь святых или архангелов - покровителей своих тезок - реальных людей.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars