?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

козьмод0086.jpg


Вот чего-то решил я на время отложить Курск, хотя рассказ о нем и Орле я, конечно же, закончу. Просто в связи с первым снегом и поздней осенью мне захотелось повспоминать лето.

А вспоминать-то оказалось не так много чего. Крупных поездок на лето я не планировал. Пятидневный сплав по Зуше к таковым относить не буду хотя бы по той причине, что там я уже бывал. Одно очень крупное путешествие у меня все-таки случилось, но это было по работе.

Зато мелких, однодневных трипов я совершил несколько. Как правило, это были не очень далёкие от Москвы города - Гороховец, Вязники, Владимир, совсем недавняя Старица, Болхов и Бежецк. Еще я посетил такую вот замечательную усадьбу в Александрове. А в июле - сплавился по Верхней Волге, правда сплав был настолько лайтовым, что я пока думаю, стоит ли вообще о нем писать.

Но все-таки за лето я сподобился на одну поездку выходного дня - классическую, с отъездом из Москвы вечером в пятницу и возвращением утром понедельника. В рамках этой поездки я посетил столицу горных марийцев Козьмодемьянск и центр республики Чувашия - город Чебоксары.

Когда город Козьмодемьянск попал в "сферу моих интересов", я уже не помню. Но хорошо помню, в связи с чем. Это город в туристическом плане совсем не распиаренный. Но он очень необычно стоит "на углу" Волги. Там она навсегда меняет направление течения на юг и начинает течь в сторону своего устья на Каспии. В Козьмодемьянске имеется большой музей культуры горных марийцев под открытым небом, я такие музеи очень люблю. А еще тут сохранилась старая деревянная застройка – исчезающий в силу естественных причин вид. От нее я просто балдею.

Правда ехать ради одного Козьмодемьянска мне не хотелось, вот я и решил запараллелить его еще с одним городом - на воскресенье. Напрашивается вопрос - почему Чебоксары, а не Йошкар Ола
? Ведь начав с одного города в Марий Эл, мне имело смысл, по идее, продолжить столицей именно региона.

Ответ на этот вопрос кроется в области логистики. Горномарийский край с центром в Козьмодемьянске находится на правом берегу Волги. А вся остальная Марийская республика, включая столицу, - на левом. И по прямой между этими городами - примерно 90 километров, включая паром. А вот до Чебоксар по прямой из Козьмодемьянска – вдвое ближе. И дорога там пролегает "по суше".

Еще одним аргументом за Чебоксары стало мнение разных людей, независимо друг от друга советовавших мне там побывать. Как оказалось, минимум один объект категории "маст гоу" там действительно есть. И я о нем обязательно расскажу.

Но обо всем по порядку.

Ехать из Москвы в Козьмодемьянск я решил напрямую. То есть автобусом. Можно было бы добраться поездом до тех же Чебоксар и уже оттуда махнуть в Козьму, но зачем усложнять? Ночь в автобусе это конечно не пять звезд комфорта, но я и ехал не работать, а гулять. А отоспаться мог следующей ночью в гостинице уже в Чебах.

Билет на автобус я купил в интернете. И спокойно ожидал дня отправки. А вот в сам этот день начались приключения.

Во-первых, с работы в Выхине я из-за срочного дела выскочил за 50 минут до автобуса. Еще хорошо, что я знаю "альтернативные виды транспорта". Автобус отходил от Партизанской (сейчас там есть платформа МЦК, но летом она только строилась). Так что я сел на Выхине в электричку (вечером в пятницу их в Москву идет много, и все пустые), доехал до Электрозаводской, а уж оттуда - рукой подать. На Партизанке я был примерно в 18-50, то есть за 10 минут до времени "Ч".

Но автобуса на месте не было. Вряд ли он уехал раньше, хотя как-то я во Ржеве не попал на автобус, который ушел на три минуты раньше срока. За это меня бесплатно посадили на следующий. Но все таки это были три минуты, а не десять. А автобуса не было и в 19-10, и даже в 19-20. Спросив в кассе, я узнал, что "по просьбам трудящихся" козьмодемьянский рейс теперь отправляется не в семь, а в восемь часов вечера. Билет действителен. Вот как. А если бы передвинули на час вперед? Вот бы я тогда попал! Вернее, разумеется, НЕ попал бы.

Про просьбы трудящихся я сказал отнюдь не для красоты. Оказалось, что почти все пассажиры автобуса ездят на нем регулярно. Многие лично знают друг друга и менеджера-кассиршу. Кто-то, опаздывая, даже позвонил ей на сотовый с просьбой подождать.

Случайным человеком, как мне показалось, был только я. Причем еще и по способу покупки билета. Я свой брал в интернете. А остальные брали в кассе талончик, а потом в автобусе, причем не перед отправлением, а уже в дороге доплачивали основную сумму.


По деньгам оба указанных способа покупки билета практически равнозначны. Мне электронный билет обошелся в 1175 рублей, а обычный с талончиком стоит 1200. Причем 200 из них стоит талон. Называется "услуга раннего бронирования"

20160715_195627.jpg

Соседка по креслам тут же стала выяснять, чего я забыл в Козьме, и очень удивилась, увидев мою членскую корочку РГО и услышав ответ "хочу посмотреть город". Не то, чтобы это ей не понравилось, просто она не верила, что этим городом могут интересоваться туристы из Москвы. Но я и сам такой - лучше черт-те куда поеду, чем то же самое в Москве пофоткаю.

Тем более, что женщина эта мне очень помогла, подсказав номер маршрутки, едущей с автовокзала в "старый город" - пешком там довольно далеко.

Итак, приехали. Я не скажу, что дорога меня сильно вымотала - сидя у окна, я все-таки сумел подремать. Даже не помню, как рассветало. Видимо, крупные города наш автобус объезжал по объездным, простите за тавтологию, трассам.

В итоге, сойдя с маршрутки, я оказался в центре старого Козьмодемьянска – у Центрального парка. Тут все как надо – памятник Ильичу, воинский мемориал и старые домики. Особенно порадовал продуктовый магазин. А длинное приземистое каменное строение – это торговые ряды. Пожалуй, больше похожи на склады. Но если информация верна, то козьмодемьянские торговые ряды – единственные нетиповые, которые я видел.

козьмод0006.jpg

козьмод0124.jpg

козьмод0019.jpg

козьмод0004.jpg

козьмод0002.jpg

козьмод0016.jpg

козьмод0018.jpg

козьмод0020.jpg

козьмод0127.jpg

козьмод0129.jpg

козьмод0130.jpg

козьмод0005.jpg

Небольшое кирпичное зданьице – это стрелецкая часовня. Вероятно, старейшая постройка в Козьме. История ее названия подробно описана на табличке.

козьмод0007.jpg

козьмод0008.jpg

козьмод0010.jpg

Однако отсюда я первым делом направился к Волге, имея конкретный интерес. Было рано, и музеи не работали. Зато работал паром. На пароме я катался раз в жизни - на Крите. Была еще маза в Тобольске, но не срослось.

При этом, на Крите паром ходил по периметру острова. Так что получается, что через реку на пароме я не ездил никогда. Ведь слово "паром" имеет два значения - несамоходное плавучее судно "на веревочках", курсирующее строго между двумя точками, и судно с возможностью заезда автотранспорта. Паромов первого типа осталось очень мало. Но паромы второго типа часто работают вместо них, выполняя роль переправы там, где нет моста. И в Тобольске, и в Козьмодемьянске устроено именно так.

Причем тут, в Козьме, паром не просто соединяет два берега. Переправа является частью того самого шоссе Р-173, ведущего в Йошкар-Олу. На левом берегу даже есть остановка автобусов. Кстати, паромная переправа в городе Козьмодемьянск в этом году отметила юбилей!

козьмод0029.jpg

На Волге кипит жизнь, как «рабочая», так и «частная». Снуют лодки, ходят большие корабли.

козьмод0012.jpg

козьмод0024.jpg

козьмод0033.jpg

козьмод0062.jpg

козьмод0090.jpg

козьмод0096.jpg

Если я не ошибаюсь, то роль дебаркадера на пристани парома с козьмодемьянской стороны выполняет списанная баржа.

козьмод0022.jpg

козьмод0025.jpg

козьмод0035.jpg

козьмод0040.jpg

Ходит паром с раннего утра и до девяти вечера. Стоит для пассажиров недорого. А вот провести автомобиль обойдется, в среднем, 300 рублей, причем цена зависит от типа машины. Очередь из автомобилей не огромная, но есть. Кстати, в таком случае предусмотрена работа не по расписанию, а по факту - наполнился и пошел. Из-за этого я чуть не опоздал на обратный рейс - пришлось прыгать по
практически уже поднимавшейся аппарели.

козьмод0099.jpg

козьмод0028.jpg

Вот и сам паромчик.

козьмод0043.jpg

козьмод0045.jpg

козьмод0046.jpg

козьмод0048.jpg

козьмод0049.jpg

козьмод0051.jpg

козьмод0140.jpg

Вокруг парома снуют заинтересованные чайки. В воде поблескивают рыбы, которых, помимо чаек, ловят местные жители. Я обратил внимание на то, что Волга у берега цветет.

козьмод0026.jpg

козьмод0039.jpg


козьмод0030.jpg

козьмод0054.jpg

козьмод0061.jpg

Дорога в один конец занимает совсем немного времени – не более четверти часа. Потому что по прямой пристани разделяет менее двух километров. Волга здесь широкая из-за Чебоксарского водохранилища, но в этом месте есть перешеек.

козьмод0068.jpg

козьмод0069.jpg

козьмод0071.jpg

На том берегу, кроме дамбы и церкви Иоанна Предтечи ничего интересного нет. Само место называется Коротни, но по сути там, кроме станции парома и автобусов, особого населенного пункта не существует. Село не сохранилось в связи с постройкой водохранилища. Вид на Козьмодемьянск довольно пресный. Все-таки это не Кашира, силуэт которой украшают огромные колокольни. Главная прелесть козьмодемьянского парома - в самой езде. Зеленые берега живописно обрамляют прекрасную реку как бриллиант в перстне.

козьмод0021.jpg

козьмод0075.jpg

козьмод0078.jpg

козьмод0080.jpg

козьмод0082.jpg



козьмод0091.jpg

Вернувшись в город, я полез в гору. Сначала - к надписи на склоне, а от нее - к Троицкой церкви. Спустился – по улицам Чернышевского и Свердлова мимо старинных зданий, некоторые из которых занимают официальные организации: суд, прокуратура, почта и другие. Кстати – что характерно для национальных республик – таблички в Козьмодемьянске двуязычные.


козьпан2.jpg

козьмод0117.jpg

козьмод0113.jpg

козьмод0119.jpg

козьмод0120.jpg

козьмод0121.jpg

козьмод0122.jpg

козьмод0135.jpg

козьмод0136.jpg

козьмод0137.jpg

козьмод0138.jpg

козьмод0139.jpg

козьмод0141.jpg

козьмод0144.jpg

козьмод0146.jpg


20160716_110619.jpg

Этим, пожалуй, первую часть своего рассказа я окончу. Во второй будет не менее интересно.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
sowyska
Dec. 22nd, 2017 07:07 am (UTC)
Алексей! Спасибо! Пишете Вы живо, интересно. А Ваша любовь к странствиям великолепна! Может быть, не стоит использовать в таких заметках в повествовательных текстах слова, которые не являются литературной нормой. Но это вопрос спорный и решать его только Вам. Я Вами горжусь и очень рада, что у меня есть такой Друг.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

arnyfrazer
arnyfrazer

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars